В декабре в Ростове начнет действовать новый международный аэропорт Платов. По словам генерального директора УК «Аэропорты Регионов» Евгения Чудновского, это произойдет ровно спустя два часа после закрытия старой воздушной гавани. Накануне запуска тестовых рейсов портал 161.ru решил вспомнить несколько занимательных фактов о Платове.
Первый за 40 лет аэропорт России, построенный с нуля
Строительства нового аэропорта ростовчане ждали порядка десяти лет. Проект «Южного хаба» – это первое рабочее название новой воздушной гавани – регулярно презентовали на международном форуме в Сочи, однако приступить к его реализации удалось только в 2014 году. Ни для кого не секрет, что толчком послужил чемпионат мира по футболу, ряд матчей которого пройдут в донской столице. Большинство региональных воздушных гаваней в стране не соответствовали требованиям FIFA. Однако если в других городах аэропорты просто модернизировали, то Платов – первый за 40 лет российский аэропорт такого масштаба, построенный с нуля. Общий объем инвестиций в строительство составил 47 млрд. рублей из них 19 млрд рублей вложены частным инвестором – холдингом «Аэропорты Регионы», входящим в состав ГК «Ренова».
Единственный в России аэропорт, названный в честь человека
Традиционно названия аэропортов в нашей стране связаны с населенными пунктами, близ которых они расположены, – Шереметьево, Внуково, Пулково и другие. Платов – первый и пока единственный, назван в честь исторической личности – основателя Новочеркасска, легендарного казачьего атамана Матвея Платова. Эта идея родилась в областном правительстве: по словам губернатора Василия Голубева, прежнее рабочее название «Южный» труднопроизносимо для иностранцев. Имя будущему аэропорту выбирали «всем миром»: среди ростовчан было проведено голосование, в нем приняли участие 4503 человека. В итоге за вариант «Южный» проголосовало 38,5% горожан, за «Ростов-на-Дону» – 17,1%, а за «Платов» – 44%.
Пассажиропоток Платова в два раза больше, чем в старом аэропорту
Пропускная способность Платова – 5 млн пассажиров в год. Это почти в два раза больше, чем мог себе позволить старый аэропорт, а также аэропорты Минеральных Вод и Краснодара. Последний, впрочем, сейчас также реконструируют, и в ближайшем будущем он станет серьезным конкурентом донской воздушной гавани.
При этом, по словам Евгения Чудновского, порядка 80% пассажиров по-прежнему вынуждены совершать пересадку в Москве, где сосредоточены все крупные авиаперевозчики. Пассажиропоток в четырех столичных аэропортах сейчас составляет 100 млн человек в год, в петербургском Пулково – 16 млн в год.
– Пассажиропоток у региональных аэропортов растёт медленно. Если бы мы смогли хоть чуть-чуть «откусить» от потока столицы, то всем было бы лучше. В том числе и Москве, которая бы только свободнее вздохнула, – рассказал Евгений Чудновский.
Он также добавил, что владельцы региональных аэропортов уже предложили президенту обнулить НДС на все региональные полеты, чтобы создать более выгодные условия. Сейчас это предложение находится на рассмотрении в правительстве.
Аэроэкспресса в Платов не будет
Транспортная доступность – главная проблема, которая беспокоит ростовчан в связи с открытием Платова. Новый аэропорт расположен в 35 километрах от города. С одной стороны, это отвечает требованиям безопасности: практически все крупные воздушные гавани находятся за чертой города. Однако открытым остается вопрос, как добраться туда, учитывая большие пробки. Чиновники говорят, что никаких трудностей быть не должно. В мае прошлого года министр транспорта РФ Максим Соколов, по его словам, доехал в Платов за 20 минут. Но что делать тем людям, кто не имеет возможности передвигаться в министерском кортеже?
Ждать запуска аэроэкспресса бессмысленно. По словам Евгения Чудновского, он просто экономически не выгоден. Чтобы проект окупился, поезда должны ходить каждые полчаса, при этом полные пассажиров. Пока аэроэкспресс может позволить себе только московские аэропорты, даже в Санкт-Петербурге его нет.
Ростовчанам приходится рассчитывать в лучшем случае на такси, а также специальные автобусы-шаттлы. По словам министра транспорта Ростовской области Василия Гойда, их будет порядка 80, и они будут курсировать каждые 20 минут из разных точек города. Сколько будет стоить проезд в шаттлах, пока неясно.
На взлетной полосе Платова прошел спортивный забег
Беговой марафон Platov Runway был организован в июне этого года. В программе забега три дистанции – на 2 км, фирменная 3,6 км и 21,1 км. По данным чиновников, в марафоне приняли участие почти две тысячи человек – жители 87 городов из 20 регионов страны. Главным сюрпризом стала водная арка из пожарных брандспойтов.
Как пояснили организаторы, это многолетняя традиция в гражданской авиации: так принято встречать первый прилетевший лайнер. Участники марафона, по желанию, могли освежиться, пробежав под аркой. Но поскольку в день забега шел сильный ливень, желающих оказалось немного.
Фото: Евгений Березкин