
На реконструкцию ДГПБ выделили больше двух миллиардов рублей
В Ростове решили реконструировать одно из известнейших городских зданий — Донскую государственную публичную библиотеку (ДГПБ). На работы планируют потратить больше двух миллиардов рублей. Ростовские общественники раскритиковали проект реконструкции, указав на уничтожение оригинального туфа и риск искажения облика здания. История вылилась в публичные споры и даже угрозы.
Краевед, автор телеграм-канала об истории Ростова Rostov Review Гордей Бородин специально для 161.RU вспомнил, как появилась Публичная библиотека и здание, в котором она располагается теперь. Эксперт рассказал, чем строение уникально и почему важно его сохранить. Публикуем его колонку.
От Конного рынка до Центра культуры
История этого места уходит в дореволюционные времена. Когда-то здесь располагался Конный рынок, а в советский период разбили парк. Сама библиотека была основана 7 января 1886 года и долгие годы располагалась в разных зданиях.

Конный рынок и Окружная тюрьма
Лишь в 1960-х годах, когда фонд достиг внушительных размеров, было принято решение о строительстве единого здания, соответствующего статусу главной библиотеки региона.
Первый проект, разработанный архитектором Яном Семеновичем Занисом в 1968 году, получил высокую оценку на международных выставках в ФРГ, Румынии и Греции. Однако в Ростове он вызвал споры. В один из дней в институт «Ростовгражданпроект», который получил заказ на реализацию проекта, принесли экземпляр газеты «Вечерний Ростов» от 8 мая 1968 года. На странице с изображением библиотеки проект был обведен ручкой, а под ним фраза: «Что это за тюрьма?!» — с подписью первого секретаря Ростовского обкома партии Ивана Афанасьевича Бондаренко. Руководство посчитало здание слишком монументальным, а его наклонные плоскости — «излишне острыми».
Занису пришлось переработать проект, сохранив ключевые идеи, но изменив фасад. В итоге появилось здание с вертикальными плоскостями, строгими линиями и глубокой философией — монументальность как символ вечности архитектуры и пути к знаниям.

Один из первоначальных вариантов проекта
Сложности строительства и художественная ценность
Строительство началось в 1974 году, но затянулось почти на два десятилетия. Долгие периоды консервации, пересмотры строительных норм и нехватка финансирования привели к тому, что библиотека открылась только 1 июня 1994 года. Газета «Молот» в 1993 году опубликовала статью «Публичный позор с публичной библиотекой», где описывались тяжелые условия работы — без вентиляции и водоснабжения — сотрудников при переносе книжного фонда.
Несмотря на трудности, здание приобрело уникальный художественный облик. Особую ценность представляют горельефы, созданные в 1976–1978 годах скульпторами Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом. Их монтаж на высоте 40 метров требовал ювелирной точности, а гипсовые модели частично утерялись при транспортировке. Для облицовки использовали армянский туф, за которым Занис лично ездил в Армению.

Они заложили фундамент нового здания публичной библиотеки
Библиотека сегодня: сохранение архитектурного наследия
С момента открытия библиотека стала местом встреч историков, писателей, музыкантов и общественных деятелей. В 1994 году здесь выступал Александр Солженицын, а позже приезжали известные музыканты, художники, архитекторы, политики и послы иностранных государств.
Общий объем библиотечного фонда главной библиотеки Ростова составляет 5,3 миллиона экземпляров. Это не только книги, но и газеты. Самая старая книга, хранящаяся в ДГПБ, — собрание сочинений Цицерона, изданное в 1538 году. Несколько лет назад наша редакция публиковала большой репортаж из фондохранилища библиотеки.
Сегодня, когда обсуждаются возможные изменения облика комплекса, особенно важно сохранить его уникальные элементы: оригинальный горельеф, пространственное решение Заниса, контраст массивного фасада и светлых интерьеров. Особое беспокойство вызывает замена исторической облицовки из армянского туфа на современные композитные материалы и новый туф. Как отмечает краевед Геннадий Крольман, такая «модернизация» фактически приведет к утрате подлинного облика здания, поскольку новые материалы лишь имитируют оригинал.




Краевед, автор телеграм-канала об истории Ростова Rostov Review