В Таганроге рассмотрели итоги первого этапа разработки Генерального плана города до 2045 года. Его подготовил ростовский Южный градостроительный центр (ЮРГЦ) за 7 миллионов рублей. Предложения разработчиков оценил таганрогский общественник Иван Карпов, присутствовавший на презентации проекта.
Южный градостроительный центр зарегистрирован в Ростове в 2008 году. Директор — архитектор Сергей Трухачев. Компанией в равных долях владеют он, Галина Трухачева и Максим Трухачев. ЮРГЦ занимается территориальным планированием и планировкой территорий. В 2017 году ЮРГЦ уже выступал заказчиком для Таганрогской администрации, выполнив работы по внесению изменений в Генплан города.
Карпов отметил, что воплотят не все идеи, заложенные в Генплан.
— Например, в сумрачно-гениальном Генплане нулевых предлагалось намывать территории и застраивать залив (ну а чем мы хуже Дубая?). Документ задает вектор градостроительной политики, реализация же зависит уже от других политэкономических явлений.
Презентованный проект — это черновик, где отражены общие идеи и концепты, без детализации. Иван Карпов рассказал о наиболее важных из них.
— За пять лет в городе практически с нуля реконструировали трамвай. Разработчики заложили возможность расширения трамвайной сети к наиболее густонаселенным районам города — на «Русское поле» на западе и в пригородный микрорайон на севере. Это давно назревшее важное решение, пусть и труднореализуемое. Ждем детальную концепцию.
В Генплане также заложен снос части домов рыбацкого поселка Богудония — под строительство набережной и объездной автомагистрали. В документе отмечено, что это нужно для укрепления берега (на побережье случаются оползни) и проезда спецтранспорта — МЧС, скорых, полиции. С берегоукреплением Карпов согласен, но недоумевает, почему дорога для пожарного проезда предполагается двухполосной и с шумозащитным экраном, как в промзоне.
— В 2019 году продавливалось идентичное решение, вызвавшее бурные протесты среди горожан. Дело не столько в Богудонии, сколько в том, что южный берег — любимое место дикого отдыха горожан. Пострадает центральный пляж, а дорога для большегрузов негативно скажется на комфорте всех живущих на первой линии над ней. Богудония в последние четыре года стала туристической жемчужиной города, и сносу подлежит самая интересная и «крепкая» ее часть — вокруг берег катастрофически осыпается, а берегоукреплениям рыбаков требуется только поддержка.
Как живет сползающий к морю рыбацкий поселок Богудония, читайте в большом репортаже медиапродюсера и журналиста 161.RU Марины Гаричян.
Также Карпов рассказал, что по Генплану порт не только не выносят из города, но и закладывают рост грузоперевозок. По его мнению, для Таганрога это плохо:
— Город практически не получает с порта налоги, так как собственники неместные, а фурам приходится ехать через весь город.
А вот автовокзал планируется переместить на выезд из города, в сторону Ростова. Транзит через Таганрог растет, и автовокзал у трассы увеличит количество транзитных рейсов.
— Решение спорное, так как сейчас фактически есть пересадочный хаб — жители окрестных районов приезжают сразу к двум вокзалам и имеют возможность пересадки на направления дальнего следования. Перенос вокзала сильно разорвет логистику. Район будущего вокзала плохо связан транспортом с городом. И только в будущем там, возможно, появится трамвай — а может, и не появится. Впрочем, ждем детальных расчетов.
В плане прописан и перенос пассажирского терминала аэропорта Таганрог (Южный).
— Пассажирский аэропорт работал в Таганроге несколько лет и закрылся из-за низкой рентабельности и организационных трудностей. Но это было в самые тяжелые для города годы, когда и туристические, и пассажирские потоки были сильно слабее, чем сейчас.
Генплан предполагает строительство мостов над железнодорожными переездами. Это вторая очередь Бакинского моста, переезд на Дзержинского, регулярно собирающий пробки, и неочевидный, по мнению активиста, путепровод через улицу Транспортную. Там не используется железнодорожная ветка, но она может заработать, как говорит Карпов, вслед за развитием западной промзоны.
— Первые два [путепровода] необходимы еще вчера, третий внушает опасения: в полосе отвода много частных домов, району будет нанесен ущерб, а востребованность железки под вопросом.
И последнее: территорию бывшего завода «Кристалл» в центре планируют пустить под застройку. Это не новые намерения, ранее такие идеи озвучивались.
— Промзона уже несколько лет как ожила, на территории несколько крупных и важных предприятий, земля там будет в прямом смысле золотая, — говорит Иван Карпов.