32 человека вышли с пикетами в центр Ростова. Это не признанные официально обманутые дольщики: они требуют внести поправки в закон, который позволит им претендовать на квартиры от государства.
Их дома признали самостроями и снесли, но собственников — а их 1700 — не включили в реестр обманутых дольщиков.
Самострой — здание, построенное без необходимых разрешений и документов либо на участке, у которого иной вид использования. Или по документам строили одноэтажный дом, а по факту получилась пятиэтажка.
— К сожалению, их не признали обманутыми дольщиками, потому что они вышли в суды, как им рекомендовал Минстрой. И Минстрой же в судах категорически против того, чтобы их признавали, — рассказала корреспонденту 161.RU депутат гордумы Наталья Оськина. — Негласно Минстрой говорит, что денег на всех нет и они не собираются бюджетом рисковать. И люди сами деньги отдавали [на покупку квартир в самостроях] — пускай сами несут за себя ответственность. А официально говорят, что эти люди не попадают под статью 214-го ФЗ (закон, защищающий интересы участников долевого строительства. — Прим. ред.).
Оськина говорит, что, конечно, не попадают — в этом и суть. У них договоры простого товарищества, предварительной купли-продажи и просто купли-продажи. Поэтому дольщики и вышли в суды, чтобы признать эти бумаги договорами долевого участия. Пикетчики требуют внести в закон соответствующие поправки.
— Есть положительные решения, где нескольким домам признали договор долевого участия. Но когда мы вышли в апелляцию, кассацию, Стройнадзор категорически встал колом. Сказал, что не хочет, чтобы их признавали обманутыми дольщиками и вносили в реестр.
Для обманутых дольщиков донские власти выделили 2000 новых квартир, говорит Наталья Оськина. Она задается вопросом: если квартиры есть, а дольщиков официально нет, то куда пойдет это жилье?
Ситуация с обманутыми дольщиками была наиболее острой примерно в 2016–2019 годы. Пикеты и митинги тогда проводили гораздо чаще. В 2018 году заместитель генерального прокурора РФ Андрей Кикоть отметил, что в Ростовской области нашли 342 проблемных объекта долевого строительства. Из них половина — самострои. По данным же донских чиновников, проблемных объектов тогда было всего 68.