Прокуратура Ростовской области перенаправила обращение экс-депутата регионального заксобрания Евгения Федяева донским властям. Федяев просил разобраться, как власти исполняют законодательство о защите населения и территории от ЧС техногенного характера. Речь шла о замерах воздуха в Пролетарске, где более двух недель полыхала нефтебаза.
Экс-депутат негодовал, что на официальном сайте правительства области нет информации о замерах воздуха, о примерном количестве выброшенных в атмосферу вредных веществ, о возможных негативных последствиях для здоровья. Кроме того, Евгений Федяев подчеркивал: власти не говорят, что делать местным жителям в условиях этого ЧС.
Отметим, что в комментариях 161.RU один из экспертов указывал, что во время ЧП в Пролетарске пожарным приходилось экспериментировать. Цитируем спикера: «Того, что было здесь, в Пролетарске, в России еще не было».
После того как прокуратура перенаправила в правительство обращение экс-депутата, донские власти прислали Федяеву ответ. В пресс-службе губернатора ему сказали, что ЧП в августе в Пролетарске произошло на федеральном режимном объекте. Кроме того, мониторинг окружающей среды проводился Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области, поэтому они же информируют граждан и дают необходимые рекомендации.
— Информация о мерах по ежедневному отбору проб атмосферного воздуха в зоне влияния пожара с учетом направления ветра для проведения исследований на содержание приоритетных химических веществ, результаты лабораторных исследований были опубликованы на официальном сайте этого ведомства и в его социальных сетях, — говорится в ответе пресс-службы Василия Голубева.
По мнению экс-депутата, по сути ни на один из вопросов, которые он в своем обращении в прокуратуру задавал, ответы не были даны. Федяев, в частности, просил провести проверку «исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также дать правовую оценку полноте принимаемых мер по защите жизни и здоровья жителей…»
— Абсолютно неинформативный ответ. Я им про Ивана, они мне про болвана. Местным жителям нужна информация, не подвергалось ли их здоровье угрозе из-за выбросов продуктов горения за столько дней. Естественно, нужно понимание, а всё ли сделали органы местного самоуправления в условиях введенного режима ЧС. Ни на один из вопросов пресс-служба губернатора не ответила, — прокомментировал ответ властей корреспонденту 161.RU Федяев. — Это говорит о неуважении и пренебрежении к обращениям граждан. Были поставлены конкретные вопросы, на которые не поступили ответы.
Федяев направлял обращения не только донскому прокурору Роману Праскову, но и главе СК России Александру Бастрыкину. Но на обращения экс-депутата никто из них не ответил, несмотря на то что прошло больше месяца.
Как горела нефтебаза
В ночь на 18 августа несколько дронов атаковали Ростовскую область — их сбили. Но обломки угодили в нефтебазу в Пролетарске — вспыхнуло дизтопливо. Тем же утром, 18 августа, тушение пришлось остановить — по нефтебазе ударили второй раз. В Пролетарском районе сначала ввели режим повышенной готовности, который на следующий день сменился режимом чрезвычайной ситуации. В первые же сутки появились пострадавшие: сначала 18 спасателей, но со временем их стало в несколько раз больше — 49 человек.
Через два дня площадь пожара составила 10 тысяч квадратных метров. На тот момент с огнем боролись уже 500 спасателей. Даже решили подключить четыре пожарных самолета и поезда. Пролетарск заволокло дымом, который в определенный момент растянулся на 30 километров и доходил до соседних районов. В городе было тяжело дышать, душил запах керосина. На растениях, животных, людях оседал серый налет. В администрации района жителям посоветовали носить маски, смоченные водой. Но заверяли, что концентрация вредных веществ в воздухе не превышена. То же самое в течение всего пожара говорили в Роспотребнадзоре.