Этой осенью россиян — как рядовых автомобилистов, так и владельцев корпоративных автопарков, — ждет множество изменений. Дмитрий Кудрявцев, директор по стратегии ГК Альфа-Лизинг, подготовил перечень самых важных нововведений и оценил их влияние на рынок.
Сразу несколько новаций связаны с автострахованием. Первая — с сентября перестало функционировать приложение «ДТП.Европротокол». Теперь онлайн оформить европротокол в случае ДТП можно будет несколькими способами:
в приложении «Помощник ОСАГО» (12+) от Банка России и РСА.
В мобильном приложении своего страховщика (правда, пока такой функционал доступен клиентам только нескольких страховых компаний).
Также с 1 октября 2024 года Банк России утвердил новые правила ОСАГО. Для автомобилистов ничего глобально не изменится — нововведения касаются правил обмена электронными документами между страховщиками и участниками ДТП, они станут проще. Ключевое нововведение — при регистрации авто теперь не надо будет предъявлять полис ОСАГО. Правда, оно заработает только с 1 марта 2025 года.
С октября будет запущена единая система ОСАГО для жителей России и Беларуси. Тарифы на такой полис будут устанавливаться в соответствии с законодательством страны, в которой будет зарегистрировано транспортное средство.
Еще одно изменение коснется рынка такси — с 1 сентября на них распространяется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Это было необходимо для того, чтобы обезопасить пассажиров. Как известно, такси — один из наиболее аварийных сегментов. И если раньше при причинении вреда жизни и здоровью пассажир мог рассчитывать на выплаты исходя из лимита в 500 тысяч (в рамках ОСАГО), теперь эта сумма увеличится до 2 миллионов рублей (в рамках ОСГОП). Перевозчикам, не успевшим оформить полис, грозят штрафы — от 40 тысяч рублей для ИП и до 1 миллиона для юридических лиц.
Ключевое событие российского авторынка — повышение утилизационного сбора с 1 октября. Рост утильсбора был необходим по ряду причин — для поддержки российских автопроизводителей, сокращения негативного влияния автобизнеса на экологию, стимулирования продаж новых автомобилей. Среди негативных факторов повышения сбора — нововведение неизбежно приведет, по прогнозам экспертов, к подорожанию авто в России минимум на 10–20%. При этом для отечественного автопрома планируются меры поддержки — индексация утильсбора будет компенсироваться из бюджета в виде субсидий. В особенности это важно для сегмента спецтехники, где повышающие коэффициенты сбора достигают теперь 41% и больше.