Каждое утро у государственной аптеки на Ларина собираются десятки пенсионеров, чтобы получить бесплатные лекарства. Всё из-за того, что в Ростове по непонятным причинам закрылись сразу несколько рецептурных аптек. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина провела пару часов в аптеке на Ларина и рассказывает, как больные люди с утра до вечера стоят в длинных очередях за препаратами и порой уходят ни с чем.
«Ждут, пока мы подохнем»
С раннего утра возле государственной аптеки № 14 на улице Ларина собралась толпа пенсионеров. Аптека должна открыться в девять часов, но ростовчане приходят сюда к шести-семи утра, чтобы занять очередь.
— Позакрывали государственные аптеки в районах, где мы, больные люди: диабетики, сердечники, инсультники получаем бесплатные лекарства, — возмущается одна из пенсионерок. — Вот женщины стоят с Военведа, с Суворовского, с Александровки. И эта масса людей приехала сюда.
Перебивая друг друга, женщины и мужчины жалуются, что из-за закрытия рецептурных аптек в своих районах вынуждены приезжать сюда и часами стоять в очередях. По непонятным причинам закрылись аптеки на Военведе, Северном, в Александровке и Суворовском. Из-за большого потока пенсионеры приезжают на Ларина с самого утра, чтобы успеть занять очередь.
— В четверг мы простояли до перерыва и не смогли пройти. Сегодня первые люди в пять утра приехали, аптека работает с девяти. И нет гарантии, что вот эта масса пройдет до 17:00, — рассказывает пенсионерка Наталья в очереди.
Часть ростовчан стоит возле самой двери аптеки, на ступенях. Они пришли сюда первыми — около пяти-шести утра.
— Я приехала сюда в полседьмого, стою уже 2,5 часа, — рассказывает пенсионерка Ольга. — Люди к шести приезжают, у кого есть возможность. Мы приезжаем и стоим, больные пожилые люди. Хоть одного парня или девушку вы здесь видите? Инвалиды с палочками стоят.
Ростовчане рассказывают, что могут простоять в очереди весь день, но так и не получить лекарства — людей слишком много. Иногда препаратов просто не бывает в наличии. Лекарства могут не выдать из-за опечатки в рецепте или недостающей печати врача.
— Не знаю, сейчас подойду, скажут: «Лекарств нет». Недели две-три опять ждать придется, потом очередь выстоять, — печально говорит пенсионерка Любовь.
— Безобразие просто! — влетает в диалог другая женщина. — На пенсионеров давно уже наплевали. Ждут, пока мы подохнем. А лекарств мы купить на свою пенсию не можем.
«Стоять нет сил»
В девять часов дверь аптеки открылась. Внутрь хлынула толпа пенсионеров. Они оттесняют друг друга, стараясь зайти первыми, чтобы поскорее получить лекарства и уйти домой. Очередь смешивается, и начинается давка.
— Не заходите все! Пусть человек десять зайдет, дышать нечем, — командует откуда-то со стороны женский голос.
— Зачем вы пропускаете последних? Мужчина, вы позже пришли! Зачем вы лезете? Станьте в свою очередь!
Пенсионеры скапливаются у кассы, стараясь побыстрее достать помятые рецепты из пакетов. Двое фармацевтов принимают бумажки: одна вбивает данные в компьютер, вторая роется в ящиках с лекарствами. Им на подмогу приходят еще двое фармацевтов, толпа встречает их с облегчением — сегодня выдавать таблетки будут быстрее.
— Еще первого не отпустили. Время 9:10. Десять минут на человека уходит, — тихо говорит пенсионерка Людмила, сидя на пуфике у входа. — Я приходила в четверг, очередь была, я ушла. В пятницу ушла, стоять нет сил. Сегодня в семь пришла и то — сколько людей впереди.
Для диабетиков открывают вторую кассу, и очередь делится на две части.
— Тест-полосок нет, — говорит фармацевт, глядя в протянутый рецепт.
— А как мерить сахар диабетчикам? Я два раза в день мерю сахар: утром и вечером. Это в первый раз такое за все время, что у меня диабет, нет тест-полосок, — возмущается пенсионерка Анна. — Кстати, в прошлый раз мне не дали инсулин. И так никто не перезвонил!
От длительного ожидания ростовчане в очереди начинают нервничать, некоторые срываются на фармацевтов. Те носятся от компьютера до склада и обратно, но стараются успокаивать уставших стариков.
— Да когда вы меня обслужите, девушка? Уже три человека после меня прошли. Я 2,5 часа стою, с полседьмого утра! Я в туалет уже хочу, в конце концов! — возмущается пенсионерка Анна у кассы.
В соседнем окне женщина пытается получить лекарство, но ей объясняют, что рецепт нужно переписать «на регион» — чтобы лекарство закупил областной Минздрав, а не федеральный.
— Ну вот, простоять очередь, чтобы на регион, — со слезами говорит женщина и уходит из аптеки.
На небольшом пуфике у стены сидят два пенсионера с палочками. Один мужчина приехал за лекарствами жене: у нее нет сил стоять в очереди. Второй, бывший военный, недавно пережил операцию на сердце, и теперь нужно постоянно пить таблетки. Но ему в аптеке их не дали — нужно переписать рецепт для закупки областного Минздрава.
— Я целую неделю ездил, каждый день очереди. И опять ждать, — говорит ростовчанин Андрей.
В аптеку заходят двое седых мужчин и направляются к кассе. Их окликает один из пенсионеров у двери — мол, почему они не соблюдают очередь. Между мужчинами возникает словесная ссора, которая уже через несколько минут перерастает в драку. В аптеке поднимается шум. Между дерущимися встает девушка из очереди и пытается разнять, но ничего не получается.
Тогда в конфликт вмешивается мужчина помоложе и разводит пенсионеров. Те бранятся, но вскоре успокаиваются. В аптеке снова воцаряется тишина.
— Я три дня хожу, — тихо рассказывает пенсионерка Мария у кассы для диабетиков, ожидая свои лекарства. — Вчера сидела, сидела, мне плохо стало. Повернулась и ушла, а что оставалось делать? Я ж не буду кричать: «Пропустите, пожалуйста». Потому что тут все такие. Сегодня решила, что все уже — в обморок упаду, но получу таблетки.
Редакция 161.RU направила запрос в Минздрав, чтобы узнать причину закрытия рецептурных аптек в городе.