Жители поселка Российский в Аксайском районе пытаются противостоять застройке балки Капранова и вырубке лесополосы. Живописное место рискует превратиться в очередной коттеджный поселок: по балке размежевали участки, а деревья уничтожают ради будущих домов. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина рассказывает о борьбе местных жителей с застройщиками.
Мечта, отданная под топор
Двор Елены Каримовой находится на краю поселка Российский. Сразу за ним начинается роща, а ниже — балка Капранова. Елена любит это живописное место. Она всю жизнь мечтала жить в доме у рощи, где могла бы кататься на лошади. Коня по кличке Лахор купила много лет назад в Архызе, там же познакомилась с мужем. Когда пара вернулась в город, жеребца девать было некуда, и Елена была вынуждена держать Лахора в конюшнях. С покупкой участка в поселке обе мечты Елены сбылись. Она катается по балке на коне и наслаждается простором.
Но скоро это место может лишиться своей красоты.
Балка Капранова и лесополоса стали частной собственностью и отданы под застройку — об этом жители Российского узнали от администрации Аксайского района и Министерства сельского хозяйства. В 2016 году компания «Аксайская нива», предложила администрации Большелогского сельского поселения внести изменения в генеральный план — в частности, отдать участки у балки под жилую застройку. В 2019 году депутаты Аксайского района утвердили требуемые изменения.
Размежевали участки. Некоторые из них проходят прямо по руслу балки Капранова. Посадку, тянущуюся вдоль, вырубают — местами деревьев уже нет.
— С декабря начали капитально вырубать. Вырубили часть посадки уже и построили два дома. Вот это все под застройку, — говорит Елена Каримова, указывая на лес. — Я просто веревку убрала, колышки они уже поставили.
Лесополоса вдоль балки защищает прилегающие дома от оползней, поэтому ее вырубка черевата, считают жители.
— Они насыпали 3–4 метра. Тут такая ложбина была, — разводит руками Николай Дорожкин. — И уже размечают под дома. Это все сорвется, уйдет. Земля должна несколько лет отстояться перед стройкой. Земля подмокнет, это все сдвинется.
По словам местных, в посадке обитали краснокнижные животные — сыч мохноногий и дятел пестрый средний. Там же встречались лисьи норы. Порой на участки даже приходили зайцы и куропатки. Теперь потревоженные строителями животные покинули лесополосу. Лисьи норы закиданы мусором от строящихся домов.
— Тут ночью нельзя было спать. Соловьи… аж вообще окно открыть было нельзя, — вспоминает Николай Дорожкин. — Сейчас один где-то пискнул. А где им жить? Я бетон залить не мог. Заливал — утром все было истоптано фазанами. Зимой вокруг дома тропы фазанов. Но за [прошлое] лето ни одного не видели.
Нет, я не понимаю, что нет других мест? Почему они лезут сюда? Что им надо от природы?
Жители не понимают, как землю сельхозназначения перевели под ИЖС.
— Все было хорошо, была лесополоса. Как это происходит, перевод земли в ИЖС? Сначала была лесополоса, потом было для сельхозназначений. А теперь ИЖС, — рассказывает Анна Леонтьева. — Вон, тут уже колышки стоят.
Недалеко от балки находится действующий глинодобывающий карьер. Расстояние от него до балки — санитарно-защитная зона, в который тоже нельзя ничего строить. Размежеванные участки попадают в нее, считает Елена Каримова.
Под застройку попала даже земля под единственной в поселке детской площадкой. Ее обустраивали сами жители, заботились о состоянии качелей и горок. Площадка находилась в лесополосе — теперь все деревья и качели выкорчевали.
— Вот тут стояла детская площадка. И они это место продали. Я говорю: «Тут детская площадка, тут лес». Они: «Нет, нам дали добро, мы продаем». И люди многие из-за детской площадки уезжали, — рассказал Николай Дорожкин.
Балка в опасности
После строительства торгового центра «МЕГА» много лет в балке Капранова не было воды. Но теперь ручей вернулся и местами аж бурлит. Минприроды признало, что балка имеет статус водного объекта и не простого, а «имеющего гидрологическую связь с другими реками».
— Минприроды официально в письме пишет — водный объект, имеющий гидрологическую связь, что очень важно. Потому что водные объекты, не имеющие гидрологическую связь с другими объектами, могут быть оспорены, могут быть частной собственностью. Если имеет гидрологическую связь водный объект, это должна быть вообще федеральная собственность, — рассказывает Елена Каримова.
Местность здесь холмистая. Жители пытаются понять, как у балки можно строить дома и сколько для этого понадобится грунта. Часто риелторы привозят в Российский покупателей, желающих купить участок рядом с природой. Местные пытаются помешать их планам — рассказывают, что это на самом деле за земля и почему здесь нельзя ничего строить. Чтобы продать участки, риелторы идут на хитрый план — показывают покупателям участок Максима.
— Они пытаются эти участки вплоть до того, что обманом продавать. У меня три участка, третий участок риелторы приезжали всем показывали летом. Выхожу, люди смотрят: «Вот участок, он продается». Я говорю: «Это мой участок, он не продается». Они: «Нет, нам риелторы сказали, что продается», — рассказывает Максим. — Буквально один день меня не было. Я приезжаю — выкопан под фундамент на моем участке котлован. Начали искать, ребята такие: «Это наш участок, мы купили». Я говорю: «Кадастровый номер кидайте». А оказывается, они купили участок в балке. Ребята понимают, что сейчас участки переведут в водоохранную зону, и они им этот дом не зарегистрируют.
— Риелторы сказали: «Ты 20 раз выйдешь, прогонишь нас, а на 21 раз все равно у нас купят», — рассказывает Николай Дорожкин. — Я выходил, ругался, но я ж не могу тут постоянно [дежурить].
Жители переживают, что засыпка балки повлечет за подтопления.
— Они сейчас все засыпят, застроят, и воде будет некуда уходить. Мы плавать будем, как это происходит в Мясниковском районе, Батайске, — переживает Елена Каримова.
Она ласково гладит коня Лахора, а затем целует. Животное наклоняет голову к лицу Елены и будто пытается ответить. У Лахора небольшая конюшня, рядом — спрессованное в кубы сено. Чувствуется, как хозяйка заботится о своем животном.
— Взяли и всех забрали с собой. И овчарки тут, и конь. Мы все вместе. Причем я не то, чтобы напролом шла. Оно само собой как-то получилось, одно за другим. Моя мечта вот она: все эти поля, эта свобода. Но все хотят забрать.
21 марта Елена Каримова встретилась с главой администрации Аксайского района Константином Доморовским. Тот заявил, что земля в районе балки будет открепляться от земель Большелогского сельского поселения и переводиться в сельхоз. По словам чиновника, балку Каправнова застраивать не будут — администрация направила в Минприроды письмо для признания балки водным объектом. Лесополосу тоже больше не будут вырубать. Остается непонятным, как быть тем, кто уже купил здесь участки и построил дома.