Город «Что им надо от природы?» Как жители поселка под Аксаем выступили против застройки балки

«Что им надо от природы?» Как жители поселка под Аксаем выступили против застройки балки

Участки для домов нарезали прямо на склонах

Балка Капранова может исчезнуть

Жители поселка Российский в Аксайском районе пытаются противостоять застройке балки Капранова и вырубке лесополосы. Живописное место рискует превратиться в очередной коттеджный поселок: по балке размежевали участки, а деревья уничтожают ради будущих домов. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина рассказывает о борьбе местных жителей с застройщиками.

Мечта, отданная под топор

Двор Елены Каримовой находится на краю поселка Российский. Сразу за ним начинается роща, а ниже — балка Капранова. Елена любит это живописное место. Она всю жизнь мечтала жить в доме у рощи, где могла бы кататься на лошади. Коня по кличке Лахор купила много лет назад в Архызе, там же познакомилась с мужем. Когда пара вернулась в город, жеребца девать было некуда, и Елена была вынуждена держать Лахора в конюшнях. С покупкой участка в поселке обе мечты Елены сбылись. Она катается по балке на коне и наслаждается простором.

Елена Каримова переживает за судьбу Российского

Но скоро это место может лишиться своей красоты.

Балка Капранова и лесополоса стали частной собственностью и отданы под застройку — об этом жители Российского узнали от администрации Аксайского района и Министерства сельского хозяйства. В 2016 году компания «Аксайская нива», предложила администрации Большелогского сельского поселения внести изменения в генеральный план — в частности, отдать участки у балки под жилую застройку. В 2019 году депутаты Аксайского района утвердили требуемые изменения.

Размежевали участки. Некоторые из них проходят прямо по руслу балки Капранова. Посадку, тянущуюся вдоль, вырубают — местами деревьев уже нет.

— С декабря начали капитально вырубать. Вырубили часть посадки уже и построили два дома. Вот это все под застройку, — говорит Елена Каримова, указывая на лес. — Я просто веревку убрала, колышки они уже поставили.

Рельеф местности

Лесополоса вдоль балки защищает прилегающие дома от оползней, поэтому ее вырубка черевата, считают жители.

— Они насыпали 3–4 метра. Тут такая ложбина была, — разводит руками Николай Дорожкин. — И уже размечают под дома. Это все сорвется, уйдет. Земля должна несколько лет отстояться перед стройкой. Земля подмокнет, это все сдвинется.

По словам местных, в посадке обитали краснокнижные животные — сыч мохноногий и дятел пестрый средний. Там же встречались лисьи норы. Порой на участки даже приходили зайцы и куропатки. Теперь потревоженные строителями животные покинули лесополосу. Лисьи норы закиданы мусором от строящихся домов.

— Тут ночью нельзя было спать. Соловьи… аж вообще окно открыть было нельзя, — вспоминает Николай Дорожкин. — Сейчас один где-то пискнул. А где им жить? Я бетон залить не мог. Заливал — утром все было истоптано фазанами. Зимой вокруг дома тропы фазанов. Но за [прошлое] лето ни одного не видели.

Нет, я не понимаю, что нет других мест? Почему они лезут сюда? Что им надо от природы?

Жители не понимают, как землю сельхозназначения перевели под ИЖС.

— Все было хорошо, была лесополоса. Как это происходит, перевод земли в ИЖС? Сначала была лесополоса, потом было для сельхозназначений. А теперь ИЖС, — рассказывает Анна Леонтьева. — Вон, тут уже колышки стоят.

Деревья выкорчевывают

Недалеко от балки находится действующий глинодобывающий карьер. Расстояние от него до балки — санитарно-защитная зона, в который тоже нельзя ничего строить. Размежеванные участки попадают в нее, считает Елена Каримова.

Под застройку попала даже земля под единственной в поселке детской площадкой. Ее обустраивали сами жители, заботились о состоянии качелей и горок. Площадка находилась в лесополосе — теперь все деревья и качели выкорчевали.

— Вот тут стояла детская площадка. И они это место продали. Я говорю: «Тут детская площадка, тут лес». Они: «Нет, нам дали добро, мы продаем». И люди многие из-за детской площадки уезжали, — рассказал Николай Дорожкин.

Бывшая детская площадка

Балка в опасности

После строительства торгового центра «МЕГА» много лет в балке Капранова не было воды. Но теперь ручей вернулся и местами аж бурлит. Минприроды признало, что балка имеет статус водного объекта и не простого, а «имеющего гидрологическую связь с другими реками».

— Минприроды официально в письме пишет — водный объект, имеющий гидрологическую связь, что очень важно. Потому что водные объекты, не имеющие гидрологическую связь с другими объектами, могут быть оспорены, могут быть частной собственностью. Если имеет гидрологическую связь водный объект, это должна быть вообще федеральная собственность, — рассказывает Елена Каримова.

Балка Капранова

Местность здесь холмистая. Жители пытаются понять, как у балки можно строить дома и сколько для этого понадобится грунта. Часто риелторы привозят в Российский покупателей, желающих купить участок рядом с природой. Местные пытаются помешать их планам — рассказывают, что это на самом деле за земля и почему здесь нельзя ничего строить. Чтобы продать участки, риелторы идут на хитрый план — показывают покупателям участок Максима.

— Они пытаются эти участки вплоть до того, что обманом продавать. У меня три участка, третий участок риелторы приезжали всем показывали летом. Выхожу, люди смотрят: «Вот участок, он продается». Я говорю: «Это мой участок, он не продается». Они: «Нет, нам риелторы сказали, что продается», — рассказывает Максим. — Буквально один день меня не было. Я приезжаю — выкопан под фундамент на моем участке котлован. Начали искать, ребята такие: «Это наш участок, мы купили». Я говорю: «Кадастровый номер кидайте». А оказывается, они купили участок в балке. Ребята понимают, что сейчас участки переведут в водоохранную зону, и они им этот дом не зарегистрируют.

— Риелторы сказали: «Ты 20 раз выйдешь, прогонишь нас, а на 21 раз все равно у нас купят», — рассказывает Николай Дорожкин. — Я выходил, ругался, но я ж не могу тут постоянно [дежурить].

Где-то уже начинается стройка

Жители переживают, что засыпка балки повлечет за подтопления.

— Они сейчас все засыпят, застроят, и воде будет некуда уходить. Мы плавать будем, как это происходит в Мясниковском районе, Батайске, — переживает Елена Каримова.

Она ласково гладит коня Лахора, а затем целует. Животное наклоняет голову к лицу Елены и будто пытается ответить. У Лахора небольшая конюшня, рядом — спрессованное в кубы сено. Чувствуется, как хозяйка заботится о своем животном.

— Взяли и всех забрали с собой. И овчарки тут, и конь. Мы все вместе. Причем я не то, чтобы напролом шла. Оно само собой как-то получилось, одно за другим. Моя мечта вот она: все эти поля, эта свобода. Но все хотят забрать.

Елена Каримова и ее конь

21 марта Елена Каримова встретилась с главой администрации Аксайского района Константином Доморовским. Тот заявил, что земля в районе балки будет открепляться от земель Большелогского сельского поселения и переводиться в сельхоз. По словам чиновника, балку Каправнова застраивать не будут — администрация направила в Минприроды письмо для признания балки водным объектом. Лесополосу тоже больше не будут вырубать. Остается непонятным, как быть тем, кто уже купил здесь участки и построил дома.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY14
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления