По стенам комнат в бывшем общежитии «Парус» стекает вода из-за прохудившейся кровли, горячей воды то нет, а то из «холодных» кранов льется кипяток, отходят штукатурка и обои — здание стремительно несется к статусу аварийного, хотя капремонт запланирован на 2025 год. Жильцы рассказали корреспонденту 161.RU, как пытаются спасти свой проблемный дом.
Дом № 63/11 по улице 40-лет Победы — бывшее общежитие «Парус», где селили сотрудников «Донского пароходства». В 2013 году владевший зданием бизнесмен Юрий Балабанов потребовал от жильцов освободить комнаты. Прожившие там несколько десятилетий ростовчане отказались. Балабанов попытался выселить жильцов силой, но добился лишь возбуждения против себя уголовного дела по статье «Самоуправство». В итоге «Парус» перешел в собственность города.
«Водозабор воды идет неправильно»
На бумаге у дома есть управляющая компания — «Астра», но ее представителей жильцы почти не видят. По словам ростовчанки Людмилы, управляйка не просто не решает все копящиеся проблемы здания, но даже не обсуждает их с людьми.
— Дом не готовился к отопительному сезону совсем. Мы не видели, чтобы была опрессовка, как это и положено, чтобы провести отопление, — считает Людмила. — Случайно от знакомых сантехников мы узнали, что у нас бойлер в непригодном состоянии, что там есть дырки. Отопление они запустили, вода горячая шла, но отопление всю зиму еле теплилось. Как нам пояснили, водозабор воды идет неправильно. У нас в бочках, в кранах, в санузлах из холодного крана шел кипяток, а трубы отопления еле дышали.
«Мы всю зиму мерзли»
— 16 февраля у нас работали представители [ресурсоснабжающей организации] «Теплокоммунэнерго». Рабочие сказали, что у нас порыв трубы ввода, которая заходит в дом, дала течь, потому что там всё на честном слове. Кое-какое отопление нам дали, а бойлер должна чинить управляющая компания.
Жильцы написали жалобы в Госжилинспекцию, в прокуратуру, в администрацию Ростова, но результата нет. Например, в ответе администрации, который предоставили 161.RU жители, говорится, что «горячее водоснабжение и отопление в многоквартирном доме запущено и подается в штатном режиме без перебоев».
Жильцы говорят, что отопление дали, но в комнатах почти нет тепла. Начать капремонт в здании должны в 2025 году, но многие жильцы опасаются, что за год общежитие обветшает настолько, что его признают аварийным и расселят.
Спит на половине дивана, на другой — тазики
Еще одна крупная проблема дома — текущая кровля. В начале января затопило квартиры с пятого по третий этаж. В феврале вода дошла и до первого этажа.
— Потопы в комнатах, в коридорах. Течет с пятого этажа до третьего. У меня в комнате течет даже по стенам. Стена, где окна стоят, просто черная, — жалуется Людмила. — Отходят обои, стена рушится потихоньку и полностью отсырела. А нужно сделать элементарное — водоотводы на крыше и почистить.
На сделанными жильцами фото видно, что потолок прогнулся от сырости. Но в управляющей компании «Астра» на просьбы жильцов о срочном ремонте лишь напоминают, что в доме есть должники. Ростовчане такими ответами возмущены: зачем они платят за общедомовые услуги, если управляйка не хочет ни за что отвечать.
— Одна соседка наша рассказывала, что спит на половине дивана, потому что на другой тазики стоят. Вот это как, нормально? За текущий ремонт платим, а нам говорят «ждите 2025 года». Мы не верим в это уже, — сетует Людмила.
По словам жителей, управляющая компания каждый месяц присылает счета с разными тратами — от 300 до 700 рублей — на общедомовые нужды. Но непонятно, кто снимает показания, если счетчики не введены самой же УК в эксплуатацию.
Где надзорные органы?
Жители направили в прокуратуру Пролетарского района обращение, в котором описали предаварийную ситуацию в доме. В обращении люди обвинили УК «Астра» и ее генерального директора Бориса Коноплева в бездействии.
«УК не работает с должниками. За комнату в бывшем общежитии <...> оплата составляет от 800 до 1100 рублей за месяц, а многие отказались платить принципиально за неоказанные услуги», — говорится в обращении.
Ответ от прокуратуры жильцам пока не поступил, но ранее, когда люди обращались с подобными претензиями в разные инстанции, жильцам отвечали, что все неполадки будут устранены в кратчайшие сроки, а виновные привлечены к ответственности, но воз и ныне там.
В 2020 году Коноплева, тогда руководившего управляющей организацией «Комета», пытались привлечь к ответственности за то, что в обслуживаемом «Кометой» доме не дезинфицировали подъезды, это был разгар пандемии ковида. Наказания он избежал, сославшись на работу в избирательной комиссии.
— Во время пандемии он своими действиями, вернее, бездействием, представлял угрозу жизни для людей и остался безнаказанным. А сейчас Госжилинспекция прислала нам бумагу, в которой он отчитался, что делал латку на крыше и починил козырек, — говорит женщина. — После жалобы одной из жительниц в МВД [что такого ремонта в доме не было], он соизволил приехать и сказал со смехом, мол, какая латка, я ничего не писал. А старшая по дому сказала, что она ничего не подписывала.
Корреспонденту 161.RU удалось пообщаться с директором управляющей компании Борисом Коноплевым. Он утверждает, что во всем виноваты неплательщики, поэтому взять деньги на ремонт, например кровли, неоткуда. Коноплев подчеркивает, что дом достался управляйке в ужасном состоянии. До этого здание обслуживало УК «Легенда».
— Бойлер действительно поломан. Мы запросили техусловия для того, чтобы понять, произвести расчеты на установку нового бойлера. Как только мы получили техусловия, то передали их подрядчику, — говорит Коноплев. — Мне подрядчики говорят, что на следующей неделе бойлер уже будет готов, а мы уже будем его устанавливать. Старый ремонту не подлежит.
Про крышу говорит, что та была «вся в латках».
— Когда мы примерно полтора года назад принимали дом, естественно, мы обследовали, смотрели всё. Когда была протечка, мы квадратов 25 точно, не помню, залатали, но… у нас есть акты, подтверждающие, что там нужен капремонт. Износ по всей кровле больше 70%. Она вся на латках. Мы людям объясняли, что нужен капремонт, а не текущий. Та протечка, которая была, она по подъездам идет, а не в квартиры, — утверждает Коноплев.
На вопрос, жаловались ли люди, что вода течет в комнатах, Коноплев не ответил. На видео, которое в редакцию прислала Людмила и остальные жильцы, утверждается, что с потолка вода течет прямо на вещи и на мебель.
— У нас таких видео нет. У них висит стенд с данными. Они могут к нам позвонить, написать в вотсап. Почему мы не общаемся? Пусть они документально нам покажут, что течет в квартиры, в комнаты. У дома задолженность в январе была почти миллион. Они не платят, — говорит Борис Коноплев. — Они хотят, чтобы мы проводили ремонты, а из каких средств нам его делать? На некоторых должников мы подали в суд, но судебное производство идет в общем порядке. Всё это может длиться от 4 месяцев до полугода. Если есть что-то взыскать, то приставы работают, а если нет?
«Я понимаю, что одни платят, а другие нет. Где мне взять деньги? Дом в упадке, годами никто ничего не делал»
Что касается оплаты общедомовых нужд. Коноплев подтвердил, что счета выросли, но оплата идет по нормативам, а не по счетчикам.
— Там идет по нормативам и квадратному метру. Счетчиков нет. ИВЦ рассчитывает всё. Они могут у них всё спросить, что почем? Мы сами не считаем, — сказал директор управляйки. — Когда рванул ввод трубы, чинил «Теплокоммунэнерго», но платить будем мы. Это растраты, потому что мы им давали гарантийное письмо. На людей мы кидать не будем эти деньги, может, будем кредитоваться. Но когда денег нет, начинаешь думать, что важнее. К этому ко всему приводит нехватка денежных средств. Если бы все платили, то было бы проще.