Краснодарский блогер и путешественник Юрий Родригез размышляет, почему в южных городах так много частных домов и корректно ли называть южные столицы станицами. Его колонку опубликовали наши коллеги из 93.RU.
— Часто можно услышать такой распространенный тезис, что в Краснодаре много частного сектора, из-за чего город не похож на город, а, скорее, на большую станицу. Особенно много частных домов в центре города, а радикальным решением, по мнению некоторых жителей, было бы снести все эти «халупы» и, вероятно, на их месте выстроить новые многоквартирные дома для новых горожан, которые приедут в Краснодар на ПМЖ.
Однако, чтобы говорить про частный сектор на юге России в целом, нужно понимать, что частное владение землей лежит в исторической плоскости и не раз становилось причиной раздора, когда в процессе развития Кубани вставал вопрос равноправного наделения землей местных и приезжих.
Земля на Кубани — один из главных активов не только в экономике региона, но и в частном подворье, поэтому «жизнь на земле» для жителей Кубани всегда была одним из основных источников существования семей (то есть, по-простому, кормления с земли) и получения доходов от продажи излишков сельхозпродукции с огородов.
Конечно, основные улицы или центральные кварталы городов формировали купеческие особняки, коммерческая недвижимость и доходные дома, которые активно начали строиться в России в XVIII–XIX веках. Например, в том же Ростове на данный момент к архитектурному наследию относятся около 50 доходных домов.
Редакции 161.RU неизвестно, на какие данные опирается краснодарский блогер. Согласно реестру памятников за 2022 год (последняя редакция), в Ростове-на-Дону есть 502 объекта культурного наследия, среди которых 150 — именно доходные дома.
Но если мы посмотрим на районные центры Краснодарского края, то в некоторых из них практически отсутствуют многоквартирные дома, а те, которые есть, представлены в основном двухэтажными многоквартирными домами и реже небольшим количеством пятиэтажек. То есть вопрос «жизни на своей земле» для районных центров еще более актуален, чем для жителей того же Краснодара, а «кормление с земли» никуда не ушло спустя и сто с лишним лет, поэтому «свой дом на своей земле» на Кубани — это исторический процесс, который изменил облик южных городов.
Отличается этот облик от одного города к другому лишь площадью исторического поселения и разнообразностью застройки этих кварталов. За пределами исторического поселения, как правило, картина жилой застройки мало чем отличается друг от друга в разных городах.
О том, что «Краснодар — большая станица» чаще всего можно услышать от жителей соседнего Ростова. Ростов развивался как уездный центр, в то время как Екатеринодар 74 года был войсковой крепостью на южных рубежах империи, и гражданское поселение там было попросту запрещено, что в значительной степени и ограничило развитие города.
Сегодня мы можем любоваться архитектурой Ростова, и тут даже не имеет смысла спорить, что историческая жилая застройка в Ростове куда богаче и разнообразней, чем в Краснодаре. Однако, как я и говорил выше, за пределами исторического центра Ростов мало чем отличается от Краснодара — всё тот же частный сектор с закоулками.
Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим на некоторые цифры о частном секторе в городах-миллионниках в России. По данным компании Smartloc, ожидаемо первое место в России по объему частных домовладений занимает Краснодар (58 тысяч жилых единиц). Отбросив второе место Москвы (скорее всего, представленных многочисленными коттеджными поселками и присоединением частных подворий Новой Москвы), за Краснодаром стоит… Ростов-на-Дону (53 тысячи жилых единиц). Если говорить не об абсолютных значениях, а о доле частного сектора в объеме жилого фонда городов, то рейтинг возглавит… Ростов-на-Дону, где эта доля составляет 11,1%, а в Краснодаре — 9,9%. То есть частного сектора относительно всей жилой застройки в Ростове оказалось больше, чем в Краснодаре.
Внутри городов частный сектор размещен неравномерно. Так, например, в трех южных городах — Ростове, Краснодаре и Волгограде — много частного сектора в центральной части города. В других же городах-миллионниках частные домовладения тяготеют больше к окраинам.
По мере удаления от центра изменяются и объемы частного сектора. В Ростове в 5-минутном отрезке при удалении от центра города частного сектора гораздо меньше, чем в Краснодаре. Это как раз и обусловлено наличием большего по площади исторического поселения, чем в Краснодаре, а вот в 10–15-минутном отрезке количество частного домовладения в Ростове резко возрастает, и его значительно больше, чем в Краснодаре.
То есть в пределах 15-минутной зоны в Краснодаре и Ростове сосредоточена половина и более объема частного сектора в городе.
Какой можно сделать вывод? Большое количество частных домовладений на юге — это нормально. Так исторически складывалась и развивалась застройка городов. Земля на юге — это не просто место, на котором стоит дом, но и большое подспорье для семейного бюджета, а для некоторых еще и возможность зарабатывания денег на выращивании и продаже сельхозкультур. Поэтому называть город «станицей» из-за большого количества частных домов в корне неверно.
Согласны с автором?