Живу в Ростове-на-Дону с 1959-го, и мне забавно наблюдать как Краснодар и Ростов бодаются за эфемерное звание столицы Юга России. Вообще-то в РФ может быть только одна столица, и это – Москва! Все остальные «столицы» это несерьёзно! А то, что регионы Нижнего Дона и Нижней Волги искусственно объединили с Кубанью в один федеральный округ, ничего в принципе не меняет: если брать именно Юг России, то её центр, во всяком случае, не Ростов. До 1870-го наш город вообще входил в Екатеринославскую губернию, и только потом вошёл в ОВД. Так что в принципе он не то, что столицей Юга России не может быть, так и административным центром области тоже. Не ему соперничать с Краснодаром в первородстве. К тому же в России есть ещё один Ростов, у которого наш город украл название чисто по-купечески, по-торгашески...
Гость
18 декабря 2023, 20:46
Хммм. А разве не Астрахань считается столицей юга?ну по крайней мере я это как то раз слышал по тетеку.
Гость
17 декабря 2023, 17:12
Ростов-столица армян, уже давно.
Гость
18 декабря 2023, 02:05
Нахичевань столица армян )
Гость
20 декабря 2025, 15:16
Краснодар тоже.
Гость
17 декабря 2023, 17:00
Не верьте Википедии, сходите на футбольный матч Краснодар Ростов и узнаете как там кричат, что Краснодар столица юга 😄
Гость
17 декабря 2023, 16:37
Ростов на Дону всегда был центр юга и остается им. Краснодар только недавно был аграрным городом..Только одна улица приличная Красная.Да и какое в нем развитие? Страшные постройки в центре города,по окраинам стройки,новые районы...Архитектура Ростова восхищает...Город красивый,на реке Дон. Житель Краснодара
Гость
17 декабря 2023, 13:05
Ростов это спальный район, ничерта интересного нет. Тут хоть вещайся, баб красивых в помине нет.
Гость
20 декабря 2025, 15:23
А Краснодар сельский район. Достаточно посмотреть архитектуру обоих городов.
Гость
17 декабря 2023, 11:05
Губернатор РО пусть учиться у Губернатора КК как надо руководить регионом.
Из РО убежали инвесторы в КК очень много.
Вопрос.
Из-за чего?
Правильно.
Коррупция ужасная здесь.
Вот и всё.
Столица.
Не позорьтесь.
Гость
17 декабря 2023, 09:57
В краснодыре метро не будет, не переживайте. Всё средства будут освоены по-другому.
Гость
17 декабря 2023, 09:24
Детский сад, штаны на лямке...
Гость
17 декабря 2023, 09:01
Ростов себя полностью дискредитировал
Гость
20 декабря 2025, 15:20
Краснодар ещё больше себя дискредитировал. Особенно памятен Музыкальный район, который проектировали архитекторы из Рио-де-Жанейро.
Гость
17 декабря 2023, 08:59
Божечки, как все мелко то, какая вам нафиг разница...неужели для кого важна вот такая фигня, у кого длинней ,у кого толще, все сгнием под землей.. никто не останется бессмертен. Госпыдяяяя
Гость
22 декабря 2023, 23:01
Да, но пока мы не сгнили нам приятно осозновать, что у меня длиннее и толще )
Гость
17 декабря 2023, 08:02
Однозначно столица Юга Краснодар а не Ростов на Дону который скорее можно отнести к центральной полосе России!!!
Гость
20 декабря 2025, 15:22
Учите географию. Ростов это южный город. А самое главное не завидуйте.
Гость
17 декабря 2023, 06:59
Ростов- столица юга России. Так было и пока что есть, но Краснодар очень подрос во всех планах, а как мы с вами знаем, аппетит приходит вовремя еды)
А ещё вот какой интересный факт, правый берег Ростова это ещё Европа, а вот левый это уже Азия.
Как там в песне у Басты ..."здесь начинается Юг"...
Гость
17 декабря 2023, 06:42
Столицы Федеральных округов в городах, где располагаются штабы военных округов. В Ростове-на-Дону располагался штаб северо-кавказского военного округа, поэтому он и является столицей
Гость
17 декабря 2023, 05:07
Полпредство надо перенести в Краснодар.
Гость
17 декабря 2023, 10:39
Забирайте
Гость
20 декабря 2025, 15:21
Зачем? Чтобы оно утонуло в местных пробках?
Гость
17 декабря 2023, 00:25
Ключевое слово Юг, Ростов он как бы не совсем Юг, там конечно теплее чем в средней полосе, но не на много. А Краснодар с его 45 градусами бьет все рекорды.
Гость
20 декабря 2025, 15:19
Создаётся впечатление, что вы бредите. Ростов это юг России. Климат Краснодара и Ростова отличается не сильно. Зима в Краснодаре теплее градуса на 2-3, а лето, примерно, одинаковое, но в Ростове-на-Дону оно лучше переносится из-за меньшей влажности.
Гость
16 декабря 2023, 23:05
Столица юга России - Москва! Впрочем, как и всей страны. И доить она будет и Ростов, и Краснодар. Не ссорьтесь! И делайте выводы.
Гость
16 декабря 2023, 22:41
Историк, Ростов-на является Югом России. Не географически, не по погоде. Ростов это
самый южный город средней полосы России. Внесите изменения в Википедию. Вам, как историку, стыдно этого не знать. Для проверки проанализируйте погодные условия, хотя бы за 50 лет. Не столицей, а промышленным центром Юга России его сделали при СССР, в то время Краснодар был большой деревней.
Гость
20 декабря 2025, 15:10
Ростов это юг России. Стыдно это не знать.
Гость
16 декабря 2023, 18:13
Краснодар столица юга!? Вы перепились??? Фекальная столица!!
Гость
16 декабря 2023, 17:32
Питер на болотах стоит,но метро имеет.
Гость
16 декабря 2023, 13:33
Здравствуйте, Краснодар всегда был югом для нас северян, а вот Ростов или Ростов на Дону, как правильно извиняюсь, не ездили
Гость
16 декабря 2023, 23:33
Читать то умеешь и немного мыслить логически?
Гость
16 декабря 2023, 12:03
Непонятно, чего вы спорите? Разве не всё равно? Кому-то делать нечего вот и занимаются кто его знает чем. Да ещё и людей лбами сталкивают, а спорящие ведутся на это.
Гость
16 декабря 2023, 11:25
Тогда В. Путин должен находиться в Киеве.
Гость
16 декабря 2023, 10:55
ростов ворота кавказа,не более
Гость
16 декабря 2023, 10:39
Вобщем по фиг где столица вобще нам от этого не горячо и не холодно
Гость
16 декабря 2023, 10:06
Как бы там ни было,а Путин встречает гостей постоянно в Сочах , значит там и есть столица юга России. Москва первая Питер северная а Сочи южная!
Гость
16 декабря 2023, 10:21
Гость, сначало научитесь грамотно писать, а потом будите спорить, где столица, больше проблем нет, льете воду на мельницу наших врагов
Гость
16 декабря 2023, 22:17
Гость
16 декабря 2023, 10:21
Гость, сначало научитесь грамотно писать, а потом будите спорить, где столица, больше проблем нет, льете воду на мельницу наших врагов
Будите...,грамотей! ))
Гость
17 декабря 2023, 05:07
В Владивосток столица Всея Руси!
Гость
16 декабря 2023, 09:25
Ещё лет пять такого правления, какое в Ростове сейчас и город перестанет соответствовать столичному статусу без всяких инсинуаций со стороны соседей.
Гость
16 декабря 2023, 08:29
Ужасает то раздражение ,это немыслимо, как жить дальше,Украли Столицу😃😃😃😃
Гость
16 декабря 2023, 08:13
Краснодар был деревня, построили там высотные дома и не чего не изменилось, асфальтированная деревня так и осталась!!!!! Какая там столица юга, вы очеемм????
Гость
16 декабря 2023, 02:37
Мне одна добрейшая женщина сказала, она сама с краснодарского края, что ростовчани очень наглые , поэтому я не удивлен действиями нашего ростовского историка
Польпредство польпредство , где дача Сталина там и столица юга и наш историк знает об этом
Гость
16 декабря 2023, 13:38
А краснодарцы-"кубаноиды" и у них очень развит подхалимаж и закладывание друг друга.Уж за столько времени это подтверждено и проверено-имея родственников там.😂
Гость
17 декабря 2023, 10:36
Гость
16 декабря 2023, 13:38
А краснодарцы-"кубаноиды" и у них очень развит подхалимаж и закладывание друг друга.Уж за столько времени это подтверждено и проверено-имея родственников там.😂
Видимо от этого и весь спор......
Кубаноиды никак не могут придумать как называть ростовчан........обиженки......
И зачем обижаться на кубанойдов?
Вообще не понимаю
Гость
17 декабря 2023, 19:15
Наглые те, кто чужие титулы ворует! 😜
Гость
16 декабря 2023, 01:57
Город в ледяной купеле, тротуары ни чем не посыпают коммунальные службы, упавшие деревья и большие ветки не убираются какой уже день, травмпункты людьми переполнены, а действий городских властей по ликвидации последствий непогоды и не видно вообще. Хотя МЧС смс слал заранее еще до начала всей этой стихии. И мэра опять не видно и не слышно, да причем уже закономерно- к потопам в городе добавились и ледяные атаки зимы. В других городах городские власти в этих ситуациях вместе с жителями, но Ростова это не касается.
Гость
17 декабря 2023, 19:12
Вы в Каире были? Видимо нет. Тогда знали бы, что у нас вообще всё благополучно! Каир из под ледяного купола вообще не вылезает!
Гость
16 декабря 2023, 01:43
Столица Юга России - Грозный! Туда федеральные министры приезжают.
Гость
15 декабря 2023, 23:57
В Ростове, если его хорошо знаешь, можно хоть как то проехать на машине. В Краснодаре можно целый день простоять в пробке. По Ростовскому шоссе, на въезд в город, 12 километров. Сегодня ехал их всего то 1 час 47 минут. Прям третья космическая. И о какой столице Юга можно говорить?
Гость
15 декабря 2023, 23:54
Агрументация историка, конечно, высосана из пальца! Непонятно в связи с чем был выбран критерий расположения полпредства ЮФО, который исключительно административно-территориальный. Да и появились Федеральные округи в 2000 году, о чем должен знать историк. Получается до 2000 года ни Ростов, ни Краснодар не были столицами юга России! Явно господин историк смешивает исторический и сугубо юридический подходы.
Гость
17 декабря 2023, 19:20
Читайте книжки, там всё написано: "Ростов н/Д - южный город" или "город на Юге РСФСР" (позже "России"); "столица" - это административный центр Региона (не важно как он называется, Округ, Штат, Графство, Коммуна или Префектура), в котором располагается региональные гос.учреждения. Так что историк прав (говорю вам об этом как историк).
Гость
20 декабря 2025, 15:16
Высосана из пальца ложь краснодарцев о "южной столицы".
Гость
15 декабря 2023, 23:22
Где был бы Краснодар, если бы не мафиози Ткаченко… У Ростова менталитет города, Краснодар при всех экономических успехах - одна большая станица.
Гость
16 декабря 2023, 13:36
Вы хоть были в Краснодаре? Это уже далеко не станец,а большой город
Гость
17 декабря 2023, 06:29
Кто такой Ткаченко?? В первый раз слышу.
Гость
17 декабря 2023, 12:03
Гость
16 декабря 2023, 13:36
Вы хоть были в Краснодаре? Это уже далеко не станец,а большой город
Чистый клоповник.Такое мнение после 5 лет путешествия по европейской части России в поисках доживания на старости ,выбрала Ростов и не жалею. Я бывшая дальневосточников.
Гость
15 декабря 2023, 22:43
И где это исправление? В Википедии ничего такого нет. Столица юга России был есть и будет Росто-на-Дону
Гость
15 декабря 2023, 22:40
И подавляющему большинству населения обоих городов до лампочки это соревнование. Опять искусственно раздувают какое то противостояние.
Гость
17 декабря 2023, 19:23
Этому противостоянию знаете сколько лет? Наоборот тут надо решить один раз и всё. Чтобы пахан разрулил и всё.
Гость
15 декабря 2023, 20:09
В Конституции нет такого понятия, как столица Юга России. Нет и всё. Любой может считать свой город столицей Юга России. И Таганрог и Ейск и Краснодар и Нахичевань-на-Дону. Юридически это никак не закреплено. Тем более, что юридического понятие Юга России не существует. Аминь.
Гость
15 декабря 2023, 23:58
Согласен. А еще в Конституции нет и федеральных округов
Гость
15 декабря 2023, 20:02
Ну, Краснодар и по количеству населения меньше, так что удивляться. Ростов н/Д – самый крупный город Юга России.
Гость
15 декабря 2023, 21:47
там 1.700 уже. Ростов 1.300 )
Гость
15 декабря 2023, 23:24
Вашингтон не самый крупный город сша,однако столица.
Гость
16 декабря 2023, 00:06
Гость
15 декабря 2023, 21:47
там 1.700 уже. Ростов 1.300 )
А если убрать Москвичей и Сибиряков?
Гость
15 декабря 2023, 14:41
Увы, но Краснодар доказал и в первую очередь экономически что он столица Юга России. Ростов за последние 10 лет никакого движения вперёд нет. Посмотрите на Краснодар 10 лет назад это была большая станица. А сейчас современный мегаполис и в первую очередь грамотной политикой руководства.
Обидно Краснодарцам. У них необоснованно завышенное мнение, а столица Юга России Ростов н/Д. Юридически. И ничего они с этим сделать не могут.
Гость
15 декабря 2023, 13:28
Уверен на сто процентов что и аэропорт в Краснодаре запустят (а в Ростове ещё лет 10 будет низзя!) И метро в Краснодаре скоро построят и запустят. А вам тут голубиный помёт на уши будут вешать ещё лет 30 - "В Ростове метро не нужно!!!" ))))
Тут целая шайка над этим трудится, объяснить вам как вам хорошо живется без метро, скотовозки же в сто раз лучше, ага! И метро в Ростове к тому же никогда не окупится! ))) Узнаёте знакомые фразы?
А вы слушайте, слушайте. Такова ваша печальная доля.
Гость
15 декабря 2023, 13:35
всё верно, построят метро в Краснодаре, а потом в Сочи. А в "столичном" Ростове как была так и будет шляпа
Массовые отключения электричества затронули дома по всему Ростову
Гость
15 декабря 2023, 12:48
Историку!!!👍🔥👍
Гость
15 декабря 2023, 12:58
Гость, 🫎🐐🦘🐒
Гость
15 декабря 2023, 12:11
Ростов исторически был воротами Северного Кавказа. Все дороги с севера, запада и востока на Кавказ шли через Ростов. Сейчас это совсем не так. Поезда из Сибири в Адлер идут в основном через Сальск, с Запада пока вообще не актуально, но есть вариант через Крымский мост. Так что, никаких объективных причин в доминировании Ростова на Юге нет, статус столицы у него чисто номинальный и исторический.
Гость
15 декабря 2023, 19:51
«статус столицы у него чисто номинальный и исторический» – следовательно смысл заметки вы не оспариваете. Вот и хорошо, а то пришлось бы проводить ликбез о том, что статус столицы никак не связан, ни с крупностью города, ни с его экономическим потенциалом. Нью-Йорк по всем перечисленным показателям превосходит, но столица почему-то Вашингтон ;) Это к слову об "объективных причинах" )
Гость
15 декабря 2023, 23:50
Экономически Краснодару далеко до Ростова.
Гость
17 декабря 2023, 05:20
Гость
15 декабря 2023, 19:51
«статус столицы у него чисто номинальный и исторический» – следовательно смысл заметки вы не оспариваете. Вот и хорошо, а то пришлось бы проводить ликбез о том, что статус столицы никак не связан, ни с крупностью города, ни с его экономическим потенциалом. Нью-Йорк по всем перечисленным показателям превосходит, но столица почему-то Вашингтон ;) Это к слову об "объективных причинах" )
Столица Вашингтон, а не Нью - Йорк потому, что они не Россияне и не Европейцы. У нас бы такого просчёта не допустили. Россия это Европа.
Гость
15 декабря 2023, 12:07
Бюджет Ростов-на-Дону 54,7 млрд. рублей, доходная – 52,6 млрд. рублей
Расходная часть городского бюджета донской столицы на 2023-й год составит 54,7 млрд. рублей, доходная – 52,6 млрд. рублей. При этом 21,5 млрд. рублей – это собственные доходы города – налоговые и неналоговые поступления. Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов составят 31,1 млрд. рублей.
Бюджет Краснодара на 2023-й год запланирован с дефицитом в 2,15 млрд. рублей. Источником его покрытия станут коммерческий кредит и доход по акциям.
В 2023 году доходы Краснодара запланированы в сумме почти 63 млрд руб., из них собственные составят 25 млрд руб., или 39,6%. Расходы бюджета Краснодара составят почти 65 млрд руб.
Гость
15 декабря 2023, 12:57
Гость, к чему это?
Гость
15 декабря 2023, 13:28
Гость
15 декабря 2023, 12:57
Гость, к чему это?
к новому году
Гость
15 декабря 2023, 19:48
Вашингтон и Нью Йорком сравнивать будешь ;) ? Только кто столица не забудь при этом.
Гость
15 декабря 2023, 12:05
Эта кукой растов сталыц, котори под Нахичеван построыл?
Гость
16 декабря 2023, 00:05
Ишак Карабахский тебя нюхал и сдох! Какой такой Нахичевань-Махичевань? Все знают, что Ростов построен под Чалтырем! Балбес ты не Русская!
Гость
15 декабря 2023, 11:58
Краснодар уже давно обошел ростов по всем показателям, осталась малая формальность, перенести бюрократов к себе
Гость
15 декабря 2023, 18:45
Забирайте! Может у нас пробок меньше станет и парковки освободятся.
Гость
15 декабря 2023, 20:00
Именно! Вот когда эта "формальность" будет реализована – тогда вернёмся к этому разговору (никогда).
Гость
16 декабря 2023, 00:01
Заберите к себе Уасю Птицына и Лёху Банкомата! Потом нас будете вспоминать добрым словом! А за экономику тогда можете забыть!
Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте
Твой первый
Написать первый комментарий
Первая десятка
Написать 10 комментариев
Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте
Твой первый
Написать первый комментарий
Первая десятка
Написать 10 комментариев
Достижения
Свой среди своих
Зарегистрироваться на сайте