В сентябре ростовчанин Владимир пришел в юридическую контору, чтобы заключить договор на компенсацию 50% оплаты по капремонту. Юристы убедили пенсионера, что ему положены дополнительные льготы и материальная помощь до 100 тысяч в год. Только Владимир не мог претендовать ни на льготы, ни на выплаты. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина рассказывает, как в Ростове наживаются на пенсионерах и что нужно знать, чтобы не попасться мошенникам.
Юридическая «помощь»
— Я обращался по сертификату, потом думаю, какой на фиг сертификат. Вижу, что они ничего не понимают. «Мы юристы». МФЦ у них курьерская фирма, [блин], — возмущается мужчина на выходе из конторы. — У них энергетика кидалова — вот как в карты играешь на бабки, подтасовал, вот точно так сидишь. Только время потерял.
Другая клиентка — бабушка — выходит вполне довольной. Рассказывает: проконсультировали на 15 тысяч рублей, но сразу предложили рассрочку на три месяца. Поэтому, если консультация не поможет, оплачивать всю сумму не будет.
— Ну вроде хорошие юристы, я не великий специалист, чтоб оценивать, — говорит она. — Обращалась по пересчету советского стажа: правильно мне начислили или нет. Заявление составили в Пенсионный фонд.
«Сколько мы ни ходим [в пенсионный фонд], нам всё не положено. Ну а тут сказали, что будут проверять»
Пенсионерка показывает договор об оказании юридических услуг: за правовой анализ взяли 8,7 тысячи рублей, за составление пакета документов — еще 7 тысяч.
Интернет-отзывы о фирме тоже противоречивые. Многие жалуются на «нулевой результат» при многотысячных гонорарах за консультации и составление документов. Повторяющийся мотив: юристы говорили, что клиенту положена компенсация или какая-то выплата, составляли документы в государственные органы, которые отвечали ростовчанам, что на самом деле ничего им не должны. Юристы разводили руками: мол, они свою работу сделали. Оценка посетителей — 2,5 балла.
Офис юридической фирмы — небольшое помещение с дорогим ремонтом. Трое посетителей ждут своей очереди на диване в углу. Администратор спрашивает данные паспорта и номер телефона. Называю только что придуманные имя и отчество, диктую редакционный номер. Через десять минут выходит девушка. Идем по длинному коридору. Слева, как в банке, — маленькие кабинеты с прозрачными стеклами. Ни одного свободного помещения, везде клиенты.
— Вопрос свой озвучиваете, документы если какие-то есть — посмотрим, — начинают разговор со мной сразу два сотрудника. Сразу отмечают, что консультация бесплатная. — Мы обсуждаем варианты, как его можно разрешить. Если по закону ситуацию разрешить нельзя, мы вам об этом говорим и на этом заканчиваем.
Рассказываю такую легенду: дедушке позвонил знакомый и посоветовал обратиться в контору, чтобы подготовить обращение для получения льгот на лекарства и коммуналку. Спрашивают: относится ли дедушка к льготникам? Отвечаю, что он не знает точно, просто пенсионер. Советуют подождать 80 лет и индексации пенсии.
— Странно. Просто знакомый дедушки не льготник.
Повисает тишина. Юрист интересуется фамилией дедушкиного знакомого. Говорит, что право на льготы имеют только льготники. И только если права нарушаются, то в дело может вмешаться юридическая фирма.
Но всё совсем не так.
Ни денег, ни льгот
Прообраз «друга дедушки» — ростовский пенсионер Владимир, которому в августе исполнилось 70 лет. Как-то ему попалась статья, что пенсионерам положена 50%-я компенсация за оплату капитального ремонта. Владимир получает пенсию 25,3 тысячи рублей, поэтому заинтересовался возможностью сэкономить. Пенсионер попытался позвонить в Фонд капитального ремонта, но попал на автоответчик. Но едва Владимир положил трубку, ему перезвонили с другого номера.
— По какому вопросу вы хотели обратиться? — спросил женский голос.
Владимир объяснил.
— Нужно написать заявление. Подходите, — сказал голос и назвал адрес, принадлежащий совсем не фонду. Женщина предложила Владимиру прийти на консультацию и записала его на прием.
Как выяснилось, Владимира пригласили в юридическую фирму.
На месте пенсионера встретили два юриста и предложили бесплатную консультацию. Услышав, что Владимир пришел оформить договор на компенсацию оплаты тарифа капремонта, специалисты заявили, что, помимо этого, мужчине может быть положена и материальная помощь в размере до 100 тысяч рублей в год.
Пенсионер удивился.
Юристы поинтересовались состоянием здоровья Владимира. Тот рассказал о своем больном сердце и том, что большая часть пенсии уходит на лекарства.
— Вам по сердцу положена скидка на лекарства, еще две тысячи рублей ежемесячно положено на питание. Вы одинокий, живете один, ухаживать за вами некому, — пересказывает слова юристов пенсионер. — Вы имеете право на субсидию по ЖКХ: на оплату воды, света, газа. У вас же очень много льгот, вы что, не знаете?
Владимир, что называется, клюнул. Подумал, почему бы не сэкономить и не получить деньги, которые, как уверяли, ему положены.
Пенсионеру сказали, что нужно будет написать обращения в три организации и отослать заказными письмами. Но не всё так просто — в документах нужно обязательно сослаться на нужные постановления и законы. Да и бумаги нужно составить не от руки. Пенсионер ответил, что законов не знает и печатать «на машинке» не умеет. Сотрудники конторы в ответ предложили хлопоты взять на себя — за 6 тысяч рублей.
— На 100 тысяч не рассчитывал, но, думал, хотя бы две тысячи ежемесячно получать как помощь на питание и какую-нибудь субсидию на лекарства, — вспоминает он.
Помимо договора об оказании юридических услуг, в фирме составили акт о выполненных работах, отчет и документ о согласовании работы с заказчиком. Владимир отдал 4 тысячи за правовой анализ и изучение представленных документов, 2,1 тысячи рублей — за составление обращений с подбором нормативно-правовой базы для аргументации позиции по делу. В документах подложили соломку: заказчик осведомлен, что исполнитель не несет ответственности за решения, принимаемые государственными органами. Пенсионер всё подписал.
Обращения ушли в муниципальное учреждение социальной защиты населения Октябрьского района, в районное управление Социального фонда России и его отделение по Ростовской области. На семи страницах юристы от имени Владимира цитировали законы и постановления, требуя 50% компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и социальную выплату на улучшение жилищных условий.
Письма ушли в ведомства 20 сентября, а всего через девять дней Владимир получил обескураживающий ответ. Районное управление соцзащиты ответило, что субсидия пенсионеру не положена, ведь плата за коммунальные услуги не превышает 20% от его дохода (то есть пенсии). Владимир утверждает, что сомневался в этом при юристах, но сотрудники фирмы даже не стали проверять процент при составлении обращений.
Через несколько дней Владимиру позвонили из управления соцзащиты Октябрьского района. Спросили, через юридическую контору пенсионер составлял письма? Услышав ответ, сотрудник управления заявил, что Владимир стал жертвой мошенников, но отделался «еще малой кровью». Чиновник сказал пенсионеру, что ведомство завалили такими же бессмысленными обращениями, за составление которых некоторые ростовчане платят немалые деньги.
Специалист управления Наталья Комогорцева подтвердила корреспонденту 161.RU, что история Владимира не единичный случай. В управление регулярно поступают однотипные обращения с беспорядочным перечислением законов и требованием льгот.
— У них одинаковый почерк, у всех этих обращений. Они всё на свете пишут, все законы, которые у нас в России есть, и рассылают во все органы, — отметила Комогорцева. — То есть не вникают конкретно в человека: какая у него пенсия, с кем он живет. Положено, не положено — обещают какие-то 100 тысяч, золотые горы. Мол, вас государство обманывает, давайте составим [обращения]. Люди отдают и 16 тысяч, и 25 тысяч.
Специалист по работе с обращениями призвала ростовчан приходить не в сомнительные фирмы, а в МФЦ и местные органы социальной защиты.
— Если есть перспектива, что человеку что-то положено, мы всё ему оформляем. Либо разъясняем, на что он может претендовать. В Минтруде горячие линии по разным вопросам бывают. Пусть обращаются к родственникам, сейчас мошенничество цветет.
Ознакомившийся с документами Владимира доктор юридических наук, заведующий кафедрой финансового права Южного Федерального Университета Юрий Колесников считает, что составители бумаг подстраховались: формально признаков мошенничества нет.
— Если с этими документами пойти в суд и сказать: «Я требую признать договор несостоявшимся, неисполненным, потому что мне оказали бесполезные услуги», то в судебном порядке [обжаловать действия] будет невозможно, — отметил Колесников в комментарии 161.RU. — Потому что договор заключен, услуга оказана, акты выполненных работ подписаны заказчиком. На аргумент «Я потом получил отказ от организаций, куда обращался» скажут: «А это не было гарантированно». В предмет договора входила консультация, подборка нормативных актов — все эти работы выполнены, письма направлены, ответы поступили — какие претензии?
Мошенничество, по мнению Колесникова, можно разглядеть в том, что предшествовало составлению документов: как Владимира убеждали в том, что ему положены льготы, навязав тем самым заведомо бессмысленные услуги. Но доказать это непросто, ведь слова юристов-мошенников не зафиксированы. Только если найдется несколько потерпевших, введенных в заблуждение по одной и той же схеме, можно попытаться выиграть дело и привлечь контору к ответственности.
— Документы — доказательство, видеозапись и аудиозапись, полученные законным путем — тоже доказательство. Слова, к сожалению, нет, — отметил Колесников. — Одного человека можно обвинить, что он забыл, придумал, оклеветал этих юристов, что он сводит с ними счеты. А если это будет пять человек, которые будут говорить одно и то же, — вот это будут доказательства.
Как не попасть в юридическую ловушку?
— Как к хорошим врачам, к хорошим юристам обращаются по рекомендациям от друзей, знакомых, родственников. Второе — любой уважающий себя юрист, тем более юридическая контора, имеет сайт. На сайте есть отзывы. Сбор информации об этой конторе — еще одна рекомендация, — говорит Юрий Колесников.
— Мне кажется, что от людей, которые фактически навязывают свои услуги, ничего хорошего, как правило, не получится. Хороший и качественный юрист никогда не будет звонить и говорить: «А давайте я вам что-то сделаю». Потому что у хорошего юриста всегда полно работы. Поэтому когда кто-то звонит и говорит: «Давайте я сделаю вас счастливым» — это повод насторожиться и задуматься.