Утром 7 сентября до центра Ростова впервые долетел боевой беспилотник, падение которого привело к взрыву недалеко от штаба Южного военного округа. Заслуженный летчик, генерал-майор авиации Владимир Попов рассказал корреспонденту 161.RU, как дроны добираются вглубь российской территории и почему их сложно нейтрализовать.
Владимир Попов — заслуженный летчик РФ, кандидат технических наук, член экспертного совета общественной организации офицеров России.
— БПЛА — это достаточно новый вид организации полетов. Противодействие с помощью ПВО пока еще недостаточно отработано в оперативно-тактическом плане, — отмечает Попов. — Мы, как говорится, были «заточены» на работу по крылатым ракетам большой дальности, авиационной технике, стратегической авиации. А вот эта «москитная авиация» оставалась за бортом. О ней по большому счету не думали. Вот в чем проблема.
В Советском Союзе активно разрабатывались беспилотники, даже были созданы специализированные подразделения. Но с развалом СССР направление во многом упустили или бросили, считает генерал. Сказалось и то, что в военном руководстве к беспилотникам относились с недоверием, «отмахивались как от назойливой мухи».
«А теперь эти маленькие "осы" и "комары" оставляют нам большие дыры»
При этом генерал-майор Попов отмечает, что состоящие на вооружении России комплексы ПВО способны противостоять беспилотникам. Мешает другой фактор — недокомплект сил. По мнению авиационного эксперта, чтобы надежно взять под контроль воздушное пространство страны, численность армии должна вырасти втрое.
— Количественно-качественное состояние таково, что, простите за выражение, надорви пупок — результата всё равно не будет. Нельзя одной беличьей шкуркой накрыться, чтобы не замерзнуть. Нужна шуба, и шубу надо создавать, — считает Попов. — Так что первое, самое важное, чего нам не хватает, — это сил и средств по обнаружению.
Другая трудность — то, что собранные из пластика и углепластика беспилотники сложно обнаружить, используя привычные для ПВО импульсно-доплеровские радары. Новые материалы дают если не слабый, то незначительный отклик.
— Что вообще такое беспилотник? Вот вы помните, были клубы авиамоделизма раньше, где ребята сами собирали аппараты небольшие? Так и сейчас — на коленке в гараже можно собрать беспилотник, который может нанести непоправимый ущерб. И пускай этот ущерб во многом не физический, а морально-психологический. Нужно добиться того, чтобы наш народ не пугался этого, — подчеркивает Попов.