В конце июня в Ростове утвердили нормативы градостроительного проектирования — документ, в котором закреплены показатели «благоприятных условий жизни». Проще говоря, там сказано, сколько в городе должно быть школ, поликлиник, театров, парков и других объектов.
Александра Шевченко изучила, насколько весь Ростов и два его самых «проблемных» района — Левенцовка и Суворовский — соответствуют нормативам.
Что за нормативы и зачем они нужны?
До этого лета в Ростове действовали нормативы, утвержденные в 2017 году. Но, по словам замглавы администрации по строительству Андрея Дикуна, в 2020-м Минстрой России внес много кардинальных изменений «в свод правил» — каких именно, чиновник не уточнил. Поэтому еще в 2021-м прокуратура потребовала от ростовских властей привести нормативы в соответствие с федеральными. Департамент архитектуры так и сделал — подготовил проект, который утвердили на заседании Ростовской думы 30 июня 2023 года.
Чем новые нормативы отличаются от старых?
Город обязали с годами — как минимум до 2035 года — постоянно увеличивать число детских садов и школ. А еще установили минимальное количество поликлиник и бригад скорой помощи;
ввели два новых типа жилой застройки: высотная многоквартирная (от 25 этажей) и смешанная многоквартирная (от 5 до 24 этажей);
разделили центр и исторический центр. Первое — часть Ростова, имеющая «наибольшее экономическое, культурное и историческое значение». Второе — часть города «со сложившейся исторической средой». Там больше всего объектов культурного наследия — старинных, исторически ценных зданий;
указали, сколько должно быть деревьев и другой зелени в зависимости от «типа территориальной принадлежности». Закреплена минимальная площадь парков, скверов и садов;
уточнили минимальное количество мест на парковках у многоквартирных домов.
«Новые нормативы должны исключить возможные противоречия в градостроительной политике за счет единой и понятной всем системы нормирования документов»
Образование
Официально в 2021 году насчитывалось 1,162 миллиона ростовчан. Власти и эксперты предполагают, что к 2035 году население города вырастет до 1,233 миллиона человек. В Левенцовском микрорайоне, по последним данным, живут около 25 тысяч человек. А в Суворовском — не менее 70 тысяч человек.
В то же время в Ростове работает 101 школа и 132 детских сада. И до утвержденных нормативов город не дотягивает. Особенно по количеству детсадов. Согласно документу, в детских садах должно быть 47 мест на каждую тысячу населения — то есть 214 стандартных садов по 250 мест. Школ городу нужно не меньше 106.
В нормативах указано, что образовательные учреждения должны находиться не дальше чем в 500–1000 метрах от домов учеников — в зависимости от плотности застройки. Максимальная удаленность — для частного сектора или районов с таунхаусами. Дорога до школы должна занимать не больше 15 минут на транспорте.
Здравоохранение и остальная социалка
Поликлиники в Ростове должны проектироваться с расчетом на 20 посещений в смену на тысячу жителей. Сейчас их в городе 29.
Мы посчитали, сколько поликлиник должно быть при условии, что одна принимает в смену тысячу человек, — как, например, городская поликлиника № 4. Получилось 23 — то есть поликлиник в Ростове даже больше минимально необходимого количества. Кстати, в Левенцовке и Суворовском должно быть минимум по одной крупной поликлинике. Но сейчас в обоих микрорайонах работают лишь филиалы детских, а в Суворовском — небольшая взрослая.
Про скорые. Общепрофильная бригада должна обслуживать не более 10 тысяч человек. То есть нужно 114 таких бригад на весь Ростов, а на Суворовский и Левенцовку — семь и три бригады соответственно. По данным БСМП, сейчас на линию одновременно выходят от 73 до 78 бригад — намного меньше, чем нужно городу. Более того, даже по штатному расписанию БСМП должно быть 86 бригад. В больнице всё объясняют нехваткой специалистов.
Ехать на вызов скорая должна не дольше 20 минут.
Еще в городе должен быть хотя бы один вытрезвитель. Его уже пообещали построить.
Спорт и культура
А еще мы посчитали, сколько должно быть в Суворовском и Левенцовке спортивных сооружений. Итак, в Левенцовке:
спортивных площадок — 28;
спортзалов — 15;
крытых бассейнов — 1.
В Суворовском:
стадионов от 1,5 тысячи мест — 1;
спортплощадок — 77;
спортзалов — 41;
крытых бассейнов — 4.
Теперь о культуре. В документе прописано, сколько должно быть театров, Домов культуры, парков, кинотеатров и библиотек и так далее. Оказалось, что в целом по Ростову всего хватает. А что насчет районов?
Считаем. В Левенцовке — по одному Дому культуры, кинозалу, библиотеке и парку культуры и отдыха. Ничего из перечисленного там сейчас нет.
А в Суворовском:
по четыре Дома культуры, кинозала и библиотеки;
два парка культуры и отдыха.
Сейчас там есть библиотека и два парка.
Что об этом думают депутаты?
— Документ получился полный и содержательный. Я думаю, он будет в правоприменении проще, чем предыдущая редакция, — заявил на заседании гордумы представитель профильной комиссии.
Но вот то, насколько город сейчас соотносится с этими нормативами, по мнению депутата Натальи Оськиной, оставляет желать лучшего.
— Старые микрорайоны были рассчитаны на определенное количество жителей. Естественно, что по нормативам к определенному количеству жителей необходима определенная квадратура детсадов и школ, детские и взрослые поликлиники, — отметила депутат в комментарии 161.RU. — Старые пятиэтажки или трехэтажки сносят, и на их месте растут многоэтажки 27–32 этажа. Но школа площадь не меняет, а количество детей — больше, чем она может вместить. Естественно, растет вторая смена.
Что касается новых микрорайонов, то, говорит Оськина, сначала застройщики обещают построить пару домов и сразу же взяться за возведение школ, детских садов, поликлиник, детских площадок. А потом уже достраивать дома.
— Что выходит на деле? Начинают выгонять многоэтажки, гонят-гонят-гонят. Когда их спрашивают: «А что же происходит?», они говорят: «У нас нет денег на соцобеспечение и строительство садов». Какое они за это несут наказание? Предупреждение и максимум штраф. Каким-то образом повлиять на застройщика и обязать его строить детский сад или школу есть возможность? Нет, — продолжает Оськина. — А потом это откидывается на плечи муниципалитета.
Коллеги Оськиной по гордуме, принимая нормативы, были более оптимистичны. Они считают, что с помощью обновленных нормативов получится «улучшить условия для всего». А без документа — «невозможно развитие города».