Стена дома № 105 на улице Станиславского обвалилась еще в 2019 году. Администрация Ростова отреагировала спокойно: никто не пострадал, а здание давно расселено. На самом деле что тогда, что сейчас в дореволюционном здании живут люди. Корреспондент 161.RU Александра Шевченко рассказывает, как ростовчане годами добиваются расселения, а чиновники не торопятся, несмотря на опасность.
Скрипит-трещит
В доме № 105 остается около 30 жильцов. Многие разъехались и снимают жилье, потому что боятся жить в аварийном здании. Этот статус присвоили три года назад.
Тем временем в квартирах проседают полы — местами на 30–40 сантиметров, осыпаются потолки и стены, постоянно коротит старая проводка. Весь дом покрыт трещинами, межэтажные балки сгнили, из стен выпадают кирпичи и крошится фундамент — там, где он еще есть.
Жильцы остаются даже в той части дома, где в 2019 году обрушилась часть стены. Фасад с другой стороны тоже осыпался, но стену восстановили. Именно к этому месту выходит квартира Надежды Мазур. Она говорит, что к стене «опасно вообще подходить». А прихожую топит во время дождей — на потолке желто-серые разводы.
— Сырая стена и потолок постоянно. Свет боюсь включить, потому что может замкнуть и что-то произойти, — говорит Мазур. — Поэтому вот обходимся без света.
У другой жительницы — Елены Клюевой — похожая проблема. Год назад, не дождавшись переселения, она обновила обои в своей квартире, но из-за влаги те начали отходить.
— Весь угол сырой. Прям отваливаются куски. Стена вся мокрая. Обои недавно переклеены, я клеила буквально вот… И года нет им еще. Мокрое всё.
К квартире Михаила Пионковского ведет старая металлическая лестница. По словам мужчины, она прогнила так, что «ходить страшно». Но это не все проблемы.
— В любой момент у меня внутри в квартире может завалиться дом, — опасается Михаил. — Когда ночью тихо, слышно, [как] где-то что-то скрипит, трещит. Живем как на пороховой бочке. Мы написали [властям], что эту проблему надо оперативно решать, чтобы не было жертв или каких-то последствий серьезных. Чтоб он не рухнул, не сложился.
У дома несколько лет нет управляющей организации — из-за аварийности ни одна УК заниматься им не хочет. За все работы жильцы платят из своего кармана. До 2020-го люди делали взносы за капремонт. Теперь понятно, что капремонта не будет, но вернуть деньги у жильцов не получается.
Под копирку
Пионковский писал о проблеме и в районную, и в городскую администрации, обращался в прокуратуры всех уровней, просил помощи у замгубернатора, ходил на приемы к чиновникам, стучался в приемную президента. И везде получал ответы как под копирку.
Чиновники признавали, что зданию грозит обрушение, что поэтому его нужно расселить вне очереди. Но сначала надо изъять участок под домом, а сделать это не могут, потому что среди документов не хватает техпаспорта здания. Жильцы удивляются: откуда ему взяться, если дом возвели в 1879 году.
— Какие техпаспорта до революции? Их, возможно, и не было никогда.
Ждать расселения ростовчанам предлагают в маневренном фонде — временном муниципальном жилье на окраине города.
— Маневренный фонд — это на годы. Может быть, и навсегда.
— Мы наслышаны про Дом актера, который сам аварийный. Ну ладно, [допустим], дадут жилье где-то на Левенцовке, в Суворовском — на отшибе. А я в центре живу, вы предоставьте квартиру здесь, — возмущается Пионковский.
В марте 2023-го администрация сообщила ему, что чиновнику администрации Кировского района, ответственному за выкуп квартир, вынесли представление. Правда, расселение это не ускорило.
Мы направили в администрацию Ростова запрос по ситуации. Оперативный комментарий властей получить не удалось.
Вечная параллель
Похожая проблема — у ростовского дома № 12а на улице Петровской. Вот только его не могут расселить уже 35 лет.
Кажется, единственный аварийный дом, о котором помнят и беспокоятся в администрации, — пятиэтажка в переулке Кривошлыковском. Вот и на первом же после отпуска совещании глава администрации Алексей Логвиненко заявил, что трещина в стене «продолжает увеличиваться», а плиты держатся только за счет подпорок. Пятиэтажка уже расселена — для этого власти Ростова нашли сотни миллионов рублей и за два года через суд вынудили жильцов покинуть квартиры.
— До конца года этот дом мы должны снести, — уточнил сити-менеджер 15 мая. — И уже сейчас надо подумать, что будет на его месте. Это могла бы быть спортплощадка. Вокруг много многоквартирных домов. Она будет востребована. Либо реализуем на этой территории проект по благоустройству.