Когда семья Елены переехала на улицу Нозадзе, это была невзрачная и тихая окраина Ростова. Легко не поверить, что оказался за чертой города-миллионника. Для местных все изменилось в конце 2022 года, когда в расположенном неподалеку хуторе начали строить насосную станцию для перекачки воды в Донецкую Народную Республику: большегрузы стали ездить круглые сутки, убивая дорогу.
Водовод ударными темпами построили и официально запустили 1 апреля. Ремонт улицы Нозадзе чиновники и военные обещали начать еще раньше, но почему-то не торопятся.
Местные признают, что и до начала строительства водовода улица Нозадзе не была идеальной. Грузовики тоже ездили, а из-за текущего под землей родника асфальт расползался. Но когда сотни машин устремились через улицу в сторону Дугино, ям стало не просто много — они стали стремительно расти в размерах.
— Провалы углубляются, появляются не на том же месте, где пробивается родник. Они стали выше, — рассказывает местная жительница Елена. — Ям на Малиновского и на спуске к мосту вообще никогда не было.
Еще зимой местные начали писать о проблеме в администрацию, но в ответ узнавали, что: а) проблем с дорожным покрытием на Нозадзе нет; б) большегрузы вообще не ездят по этой улице. Дорожники поначалу тоже отвечали, что ремонт улице не нужен. Отписки продолжались до того, пока чиновники вместе с представителями «Военно-строительной компании» не обследовали улицу. Тогда же объявили дату начала работ — 22 марта. Но работы так и не начались. Дорожники лишь присыпали щебнем самые глубокие ямы.
— Мы уже знаем, что вместо щебня могли положить отработанный асфальт. Хорошо, что хоть прокопали и отвели родник, — говорит Елена.
Лучше не стало
Проявленная забота не дала заметных результатов: все так же проезжающие по разбитой дороге тяжелые грузовики просто выдавливают щебень. Теперь вместо одних ям на улице Нозадзе появились и возвышающиеся над дорогой кучки щебня.
— Мы тоже влетели на своей машине. Пришлось делать ремонт, который обошелся в 20 тысяч, — рассказывает Елена. — Хотя у нас машина высокая, от колес до корпуса большое расстояние. А что делать машинам с низким днищем?
Пробки на улице Нозадзе стали нормой. В утренний и вечерний часы пик добавляются легковушки местных, а по ночам между ямами петляют только грузовики. Большегрузов ночью даже больше, сетуют местные.
— Нам даже выехать со своей улицы и влиться в колею бывало очень проблематично. Ждешь, пока найдется кто-нибудь порядочный, который пропустит, и выезжаешь.
Елена говорит: раньше на работу выезжала за полчаса, попутно успевая за кофе. Теперь приходится вставать намного раньше. Утренняя пробка сковывает не только Нозадзе, но и Портовую со Всесоюзной.
Не тихая окраина
— Людей на тротуарах не так уж и много, но тут уже дело в уважении. Едет машина, заезжает на тротуар, стоишь, пропускаешь, — говорит Елена о водителях, объезжающих разрушенные участки.
По ее словам, раньше улица была тихой окраиной города. Местные спокойно гуляли с колясками, а теперь передвигаться по Нозадзе стало настоящим испытанием.
Теперь с одной стороны тротуара местами вообще нет, а с другой — пешеходную часть отделили от проезжей пластиковыми блоками.
— О таком я не знаю, никогда не слышала и не видела, — признается Елена. — Наоборот, водители стараются быть уважительными к другим водителям. 75-сантиметровая яма находится на полосе, ведущей в город, мы со многими другими водителями, например, останавливаемся перед этой ямой, чтобы хоть небольшой поток встречных водителей «змейкой» могли объехать эту яму.
А вот вызвать такси жителям проблематично, не все водители рискуют ехать сюда. Скорая помощь проезжает, водители уже приловчились к местному ландшафту.
***
На улице Нозадзе мы побывали еще 31 марта, когда с обещанной даты начала ремонта прошла всего неделя. Изменилось ли что-то к 10 апреля?
— Ремонта нет. Щебнем засыпали, — ответила Елена.