Быть обладателем недвижимости в Сочи — не для слабонервных. Дело скользкое в буквальном смысле. Нестабильный оползневой грунт может любой визуально крепкий дворец разрушить, как карточный домик. Журналист «Городских порталов» Оксана Витязь рассказывает, почему даже документы на право собственности в Сочи не гарантируют ничего.
Еще худо-бедно можно принять, когда сносят высотку, построенную на землях под садоводство, где многоквартирникам точно не место. А людей с вещами, аквариумами и рыбками выселяют в никуда.
Хотя и тут невольно задаешься вопросом: ведь здание возникло не за один день, неужели нельзя было остановить стройку на стадии котлована? И, опять же, почему одним застройщикам можно возводить человейники в садоводствах, а другим, прям по соседству, уже нельзя?
Оставим эту мутную тему! Уж право собственности на землю для честного приобретателя: ни застройщика, ни «барыги» — не должно нести никаких рисков. Особенно если купить землю даже не у моря, а так далеко от центра, что уж точно никто не позарится и не позавидует. Так подумали в Сочи 11 000 человек! Будем знакомить с их историями.
Знал бы прикуп, не жил бы в Сочи
Вальтер Хайль вернулся на Родину из Лейпцига, где прожил 11 лет. Второй отрезок жизни он хотел провести в красивом месте. Сочи показался раем.
Поиском участка занимался долго. В 2017 году хорошей земли на курорте уже было мало. Везде плохой подъезд, нет коммуникаций, но, что больше всего поразило мужчину, продавались варианты, где в документах полный бардак: нет межевания, какие-то сомнительные справки, вместо свидетельств о праве собственности и т. д. Но люди это покупали! С немецкой дотошностью он проверял бумаги на понравившийся вариант.
— Я этот участок не сразу купил, долго проверял документы. Даже выяснил историю перепродаж. Предыдущий хозяин владел землей с 2015 года, покупал для старшего сына, но сын не захотел жить в поселке и предпочел город, до этого земля еще 2 раза сменила владельца. А изначально ее выделяли в 1994 году старейшему работнику совхоза «Восход» постановлением сельской администрации для ведения личного подсобного хозяйства, — рассказывает Вальтер.
Участок ему понравился. Скальный грунт, можно строить дом, не опасаясь оползней. Красивый вид.
— Я зарегистрировал право собственности в Росреестре, получил документы. Позже получил разрешение на строительство. Построил дом. Никаких даже подозрений на незаконность за эти 4,5 года ни у кого не возникло, — рассказывает Вальтер.
Дом он строил своими руками. Первый этаж — технический, в нем расположена столярка. Второй — жилой.
Однако с межеванием всё же пришлось повозиться. Они с соседкой «отрезали» от своих участков землю под общую дорогу, которую согласовывали в госструктурах. Новые документы о межевании были получены в январе 2021 года. Опять же не возникло никаких вопросов в МФЦ.
А через 5 месяцев, в сентябре 2021-го, вдруг выяснилось, что и участок соседки, и Вальтера, и еще 13 соседних домовладений — под арестом и оспариваются.
Мужчина показывает карту, которую получал при оформлении разрешения на строительство. На плане видно, что его земля расположена на территории, обозначенной Ж-1 (жилая застройка). Вокруг — территория Р-3, что означает «рекреационная зона». Земли нацпарка на карте обозначены в стороне.
— Я был со всеми документами и у следователя, и у зампрокурора города. Арест не снят, дом зарегистрировать не могу, дважды подавал заявку — безрезультатно. Не могу ввести в эксплуатацию дом: не подключают газ, не дают почтовый адрес и прописку в доме. До сих пор прописан в квартире друзей, как никак приграничная зона и без регистрации нельзя, — делится Вальтер.
Он рассказывает, что в настоящее время на один из соседских участков уже аннулировано право собственности, еще на 4 участка прокуратурой подан иск на изъятие из собственности, но соседи наняли адвоката и не сдаются.
Что немцу плохо, русскому тоже не очень…
Многие люди думают, что оспариваемые участки — это какие-то проблемные варианты. И при правильной проверке документов можно было избежать неприятностей. Но, как оказалось, это не так.
Вадим Моисеев — военный пенсионер, подполковник ВВС в отставке, ветеран боевых действий, старается сдерживать эмоции, когда рассказывает свою историю. Но иногда на глазах блестят слезы, а в монологе проскальзывает отборный мат.
Купил он свой участок в январе 2021 года. Бросовое место, рядом — аэропорт и рев от самолетов покупателей отпугивал. Но тому, кто служил в летных войсках, это показалось огромным достоинством.
— Я, как увидел объявление, сразу загорелся купить. Я всю жизнь провел на взлетной полосе и мечтал встретить старость, наблюдая, как взлетают и садятся самолеты, —делится мужчина.
Денег, чтобы прям «вынь да положь», не было, и он решился взять ипотеку. Документы проверяли его юристы, а также служба безопасности Сбербанка. Всё было безукоризненно, мужчина получил свои 2 миллиона рублей, и сделка прошла успешно.
— Первым делом я побежал всё там обустраивать. Очистил от сорняка. На участке — три дерева: две ольхи и дуб. Я их ставил, — рассказывает подполковник.
Об аресте участка он узнал случайно. Он собрал документы на подведение коммуникаций, от электросетей и водоканала, подал запрос на разрешение на строительство. Однако вместо разрешения ему прислали весть, что участок в аресте.
— Я не поверил. Я до сих пор в шоке. Я параллельно провел расследование. Я нашел председателя, который выделял мой земельный участок. Дедушка еще жив. Он сказал, что если надо будет идти в прокуратуру, он пойдет. Он выделял эти участки из земель населенных пунктов в 1993 году, и никакого нацпарка там и рядом не было, — рассказывает Вадим.
Как и все собственники 11 000 арестованных участков, Вадим бросился по совету юристов собирать все первичные исторические на свою землю. Ему удалось выяснить, что его участок был выделен человеку 25 октября 1993 года. Владелец получил госакт. Провел приватизацию. Потом было несколько перепродаж. Вадим — 8-й собственник. С 23 декабря 2021 года идут суды.
— Это так несправедливо. Я выплачиваю ипотеку, и делать взносы мне еще предстоит 20 лет, а участок заберут? — не скрывает негодования Вадим. — Я патриот, я за Родину жизнь не жалел. Неприятно, что в моей стране есть такие чиновники, которые ее позорят. Я не за это воевал! Как мне воспитывать внуков и прививать им патриотизм, если землю забирают даже у ветерана Великой Отечественной?! Уголовное дело по спорным границам нацпарка еще в стадии расследования, а участки уже забирают и выносят решения, — рассказывает Вадим.
Было ваше, стало наше
Наталья — коренная сочинка (фамилию не называем по ее просьбе). Свой участок купила в далеком 2009 году. Подруга ее матери продавала свою дачу в СНТ «Консервщик», которая той досталась по наследству. Семьи дружили, знали друг друга всю жизнь. Участок расположен недалеко от села Пластунка. Там нет ни коммуникаций, ни подъезда. Но молодая семья хотела свой клочок земли для выращивания свежих фруктов и овощей к столу.
— Сначала мы с большим энтузиазмом бросились всё сажать. Подъезда там нет. Мы оставляли машину и шли 1,5 километра в гору пешком. Тащили с собой грабли, лопаты, пакеты с удобрениями, — рассказывает Наталья.
Однако, по ее словам, такой запал длился недолго. Вскоре появился маленький ребенок и времени на дачу стало не хватать.
— Ну представьте, яблони и сливы дают шикарный урожай. Но до машины мы можем донести максимум три ведра. Остальное портится на ветках. Мы просили соседей, чтобы они не стеснялись и брали урожай себе. А работать на посторонних людей, когда дома своих проблем полно, не хотелось. Буквально за один сезон наш сад зарос и пришел в неприглядное состояние, — делится девушка.
По ее словам, он огорожен, там посажены фруктовые деревья. Они узнавали, во сколько обойдется расчистка земли. Им назвали сумму 30 тысяч. Далеко, нет подъезда, поэтому так. Но с маленьким ребенком они на эти траты не пошли. Об аресте она узнала из тревожного письма. Ее вызвали в суд.
— Уже было первое слушание дела, но вторая сторона предоставила некачественные ксерокопии, и назначили второе заседание. Второе было перенесено. Готовится третье, но теперь мои интересы в суде будет представлять адвокат, — рассказывает Наталья.
Как и двух других собственников, у Натальи безукоризненный пакет документов на участок, право собственности. Договор купли-продажи. За 5,9 сотки в 2009-м она заплатила 500 тысяч рублей.
Полмиллиона не те деньги, которые семья готова «подарить», притом что с их стороны не было никаких нарушений законодательства.
Напомним, в сентябре 2021 года Центральный районный суд города наложил арест более чем на 11 000 земельных участков, которые, по версии следствия, входили в территорию нацпарка и были отчуждены незаконно. Возбуждено уголовное дело по части четыре статьи 159 УК РФ (мошенничество). Оспариваемые участки расположены в разных концах города, там, где близко граница нацпарка. Но есть и такие, которые полностью окружены домами.
Известно, что большая часть земель уже застроена. Как следует из постановления суда, «застроенными являются 7614 участков. Не застроены 3452 участка.
По версии следствия, участки были отчуждены от нацпарка еще в 1998-м «неустановленными лицами путем использования подложных документов».
Один из работников нацпарка, начальник научного отдела, совсем недавно случайно наложил две карты одну на другую и обнаружил, что сформированные участки в границах населенных пунктов, налагаются на земли, ранее входившие в нацпарк.
Возбуждено уголовное дело по 4 части 159 статьи УК РФ — «Мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере». Почему не берется в расчет срок давности? А потому что о мошенничестве вдруг стало известно сейчас. И сейчас возбудили дело. Почему не ищут виновных, тех, кто подделал документы? А потому что прошел срок давности.