5 ноября, на следующий день после Дня народного единства, в Левобережном парке выступил Олег Газманов. Праздник любви ко всему русскому ростовчане отметили как положено — с солдатской кашей, чаем из самоваров, шашлыками и топтанием газонов. Репортаж Григория Ермакова.
«Устроили как в Корее»
Конечно, акция под названием «#МыВместе» не могла обойтись без фан-барьеров, рамок металлоискателей, досмотров, усиления полиции и автозаков. Посетители концерта, казалось, сами не подозревали, как много их будет — в образовавшихся очередях у металлоискателей люди негромко возмущались, почему пускают только через три арки из четырех. Но звать еще одного «дворецкого» при оружии никто не рискнул.
На скромной по размерам площадке напротив сцены было не протолкнуться. Тесно так, что люди топчут газон и собираются на нем, залезают с ногами на лавочки — что поделать? Не Белоруссия. У самой сцены — знаменосцы «триколоров», за ними — крупнейшие университеты города: РАНХИГС, РГЭУ, ИУБИП. Тут и там, редко — знамена в расцветке георгиевской ленточки, с портретами Путина и благодарностями за суверенитет. Еще реже — баннеры с номерами и названиями школ, да один одиноко поднятый стяг «Единой России».
Водораздел толпы идет по конструкции, замотанной в баннер с триколором, — высокая будка с операторами, откуда концерт фиксируют, а затем картинку передают на экраны у сцены. За этой будкой никаких флагов уже нет.
Концерт Газманова предваряет вступительное слово губернатора региона. После обращения к россиянам, участвующим в конфликте на Украине, губернатор вспоминает Великую Отечественную войну и причины победы в ней, Голубев поздравляет с «Днем единства» — возможно, отмечает уже второй день подряд. После этого приглашает на сцену «давнего-давнего друга» — Газманова. Мужчины сомкнули объятья на сцене, но обошлось без «гойда».
После этого начинается небольшой замес: фанаты Газманова рвутся к передним рядам, где, судя по знаменам, сталкиваются с фанатами России. Отец с ребенком на плечах, зажатый вместе со мной между потоков, усмехается: «Устроили здесь как в Корее». В Южной недавно несколько человек погибли в давке на празднике, но я не берусь уточнить, какую именно Корею он подразумевал.
Народный артист и обладатель награды ФСБ начинает программу. Говорит, что мы все — «Бессмертный полк», и запевает одноименную песню. Затем следует «Есаул». Без публики справиться не может и просит подпевать. Раскачать ростовчан сходу не удается: сложный распев в начале песни не сразу схватывается передними рядами, а задние даже и не пытаются.
«Газмясов, Газмен, Газманов»
Выбравшись из толпы, прогуливаюсь вдоль берега Дона. Коллективы школ фотографируются у статуи-трансформера, хорошо выглядящие женщины средних лет стоят в очередях за солдатской кашей, парочки стоят в очереди за кофе. Чем дальше от звучания концерта, тем реже попадаются полицейские, мамаши с маленькими флагами-триколорами, дети в кепках с буквой «Z» и в кроссовках Nike. На периферии концерта — подростки и студенты. Курят, отстреливают бычки на берег Дона, обсуждают дальнейшие планы. Парень с крашенными в белый волосами говорит по телефону: «Да мы это, на концерте, Газмясова. Ну Газмен. Газманов».
Завязывается разговор с двумя студентами. Пытаюсь узнать их вуз, но из-за рева басов не сразу друг друга понимаем: им кажется, что я спрашиваю их курс или ВУС — военно-учетную специальность. Говорят, действительно, спускали какое-то постановление, приходили письма. Кто-то пришел, а кто-то нет.
— А о каких-то санкциях говорили, типа, что будет, если не прийти?
— Да мы как-то и не интересовались.
Но особо раскрывать все обстоятельства того, как они сюда попали сегодня, они не хотят. Под конец разговора спрашиваю: «Кайф так субботу проводить?»
— Ну,***, а че? Погода хорошая, идем, Доном любуемся, гуляем. Нормально, — негромко отвечает один из молодых людей.
Отхожу в сторону Ворошиловского моста, за сцену. Здесь сматывают флаги-триколоры подростки, один из них прячет транспарант с надписью «Единая Россия, Октябрьский район». Неподалеку кучкуется еще одна группа молодых людей, бойкая девушка убеждает друзей: «Пошли у сцены сфоткаемся и всё, ладно?»
Возвращаюсь к задним рядам толпы перед сценой. Здесь валит дым — он стелется над головами людей, реет между флагами. Эффектно, ведь со сцены доносятся слова о «тумане вместе с дымом последнего боя». Сперва кажется, что заработала дым-пушка, но нет — за толпой, у детской площадки просто развернули мангал.
Потом Газманов берется рассуждать: когда он приезжает в военные госпитали и заводит свою патриотическую музыкальную программу, парни без особого энтузиазма реагируют. Он говорит о том, как популярна была песня «Валенки» в годы Великой Отечественной войны вопреки ее легкому содержанию. И тут же запевает «Ясные дни». Тут начинается: молодые девушки бегут к сцене, небритые мужчины с сигаретами в зубах прищелкивают пальцами, великовозрастные женщины, стоя в очередях за хот-догами начинают пританцовывать и подпевать. Песня попадает в нерв — это видно.
Эйфория продолжается недолго — затем идет «Родина, мама моя Родина, моя советская родина». Тут молодые лица, носители знамен, жмущиеся к фан-барьеру перед сценой, уже не подпевают.
Номер один по версии ВЦИОМ
Ближе к концу, перед так часто звучащей на каждом провластном мероприятии по поводу и без песней «Россия», Газманов вдруг передает ростовским СМИ привет — дескать, вычитал в интернетах, что на его концерт чуть ли не с оружием людей сгоняют. Но он не спрашивает у публики, так ли это было. Он спрашивает, понравилось ли им выступление.
Почти вся толпа поднимает руки.
— Мы это потом Байдену передадим, что вот она, демократия — живая!
Газманов спрашивает: «А кому нет?» Кто-то сперва поднимает руку, но, похоже, осознав свое одиночество, резко одернул руку.
— Как-то так, — почему-то грустно вздыхает артист. А затем запевает: — Так было в России с далеких времен, чем выше давление — тем крепче бетон.
Выбираясь из толпы, смотрю на «Яндекс. Карты» — на узких выездах из парка «Левобережный» уже образуются пробки. Вспоминаются подростки на периферии парка, и, как Газманов, перед тем как исполнить «Есаула», вдруг зачем-то сказал:
— Я уже более 30 лет на сцене, из них уже 11 лет на пенсии. Но тем не менее, по данным ВЦИОМ, и в прошлом, и в этом году я на первом месте. Многим это не нравится.