Город Высотки вместо оборонки: что стало с бывшими военными заводами Ростова

Высотки вместо оборонки: что стало с бывшими военными заводами Ростова

Передовые цеха стали апартаментами комфорт-класса

Кадры для этого текста мы сделали на руинах завода «Электроаппарат»

За последние годы в Ростове ликвидировали как минимум три предприятия военно-промышленного комплекса. И если «50-й автомобильно-ремонтный завод» только получил уведомление о банкротстве, то на месте других производств уже выросли многоэтажные ЖК.

На чем подорвался производитель мин?


Что делали в Ростове восемь лет назад? Окончательно ликвидировали оборонный завод «Рубин». У госсобственника не хватило на него денег, хотя предприятие помогало армии с 1941 года. Завод оказался не нужен своей стране.

Вообще, «Рубин» работал с 1927 года — как совместное русско-австрийское акционерное общество «Жесть-Вестен». Предприятие выпускало эмалированную посуду. Но в 40-е пришлось расширить профиль производства и отказаться от сотрудничества с австрийской фирмой. В начале войны в список продуктов добавились авиационные боеприпасы, а по окончании — еще и противотанковые мины.

Во время войны основные мощности завода эвакуировали в тыл. Когда город освободили, площадку использовали для ремонта боевой техники, снаряжения и реставрации посуды для армии. После войны завод зарекомендовал себя — в 1969 году стал головным предприятием по производству корпусов инженерных боеприпасов.

До 2003 года «Рубин» напрямую принадлежал Министерству обороны России. Затем его оформили как открытое акционерное общество. Учредителем сначала стал комитет по управлению госимуществом Ростовской области, а затем — «Ростех».

Хотя госкорпорация занимается «содействием в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции», посодействовать с кредитами для ростовского завода она не смогла. У многолетнего руководителя предприятия Фреда Глонти был план, как разобраться с долгами: распродать непрофильные активы вроде пансионата и базы отдыха. Но провернуть это не удалось — «Ростех» снял с поста Глонти в 2010 году и поставил своего человека. Эксперты тогда говорили: будь у Глонти больше автономии в принятии решений, из ситуации можно было бы выкрутиться.

Цеха встали. Профсоюз начал готовить протест — к визиту Владимира Путина в город. Тогда у «Ростеха» вдруг появились деньги на выдачу задержанной зарплаты рабочим. Ситуацию замяли, и вскоре новое руководство подало на банкротство предприятия.

База отдыха, кстати, достались «Ростеху».

Имущество завода распродавали вплоть до 2013 года, но главное — земля в центре города, на пересечении Театрального проспекта и Красноармейской, досталась московской компании «Энергетик Групп». Спустя четыре года «Московская строительная компания» (МСК), которой с 2020 года владеет фирма из Гонконга, получила разрешение на строительство первого литера жилого комплекса, названного именем почившего завода — «Рубин».

К осени 2022 года на территории выросли две 24-этажные высотки, еще одна строится. Застройщик называет ЖК домами комфорт-класса. Согласно рекламным буклетам, там есть футбольная площадка, зоны барбекю, подземный паркинг и даже свой ТЦ.

Защита от ядерной войны, но не от многоэтажной застройки


Когда-то «Электроаппарат» помог защитить страну от баллистических ракет, но в 90-е не сумел заинтересовать компанию Nokia предложением собирать GPS-оборудование. Зато высокотехнологичные станки и земля привлекли шального кандидата в президенты Чечни от ЛДПР, а затем — ростовских застройщиков.

Источники расходятся в том, когда был основан завод. Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников утверждает, что «Электроаппарат» появился в 1955 году. Но возможно, что тогда завод только получил свое имя, а до этого работал под наименованием п/я А-7506. Ведь согласно другим данным, еще до 50-х завод выпускал передовое оборудование.

Как писал доктор технических наук и один из основоположников противоракетной обороны (ПРО) страны Георгий Трошин, ростовский «Электроаппарат» стоял у истоков создания первого в стране экспериментального проекта ПРО стратегического значения — «Системы-А». Ее создали для уничтожения баллистических ракет, угрожавших стране.

На «Электроаппарате» в 1949 году собрали первые шесть комплектов РРЛ-6 (также известные как Р-400) — эти радиорелейные станции должны были связать без проводов отдаленные друг от друга объекты обороны — штабы, противоракетные системы, входящие в «Систему-А». Станция хорошо себя показала, и в итоге на заводе развернули сначала опытное, а затем серийное производство.

Завод работал и по гражданскому направлению — выпускал станции связи для железных дорог, компактные приемники, эквалайзеры, усилители, магнитофоны. Но к перестройке оборудование «Электроаппарата» уже не было таким востребованным, отмечал андеграундный ростовский поэт Игорь Бондаревский, работавший там в 80-е.

В 1992 году на базе завода образовали госпредприятие «Электроаппарат», учредителем выступило Федеральное агентство по системам управления (РАСУ). В 2004 году РАСУ схлопнулось, и «Электроаппарат» стал открытым акционерным обществом. Девяностые, впрочем, выдались для завода дикие.

В 1994 году «Электроаппарат» в складчину с московским «Стройдормашем», «Ростовсоцбанком», рядом частных контор и комитетом по управлению имуществом Ростова создали корпорацию «Тандем» — в планах было строительство гигантского бизнес-центра. Удалось даже вытрясти инвестиции из Европейского банка реконструкции и развития, Восточно-Европейского банка и Deutsche Bank. Но совместный проект пропал из публичного поля — найти публикаций о его судьбе нам не удалось. Зато «Тандем» в 1995 году отчитался о создании плана реконструкции и финансирования делового центра при гостинице «Интурист» — ныне Don Plaza. Похоже планы не завели завод далеко — уже в 2003 году начались бесконечные суды, продолжавшиеся вплоть до самого его закрытия.

Дело в том, что в феврале 2002 года тогда еще госзавод оказался под внешним управлением — «Электроаппарату» искали антикризисного главу, который помог бы вывести предприятие «в плюс». Первым таким управленцем стал Марат Зайналабидов — некогда врач кабинета лечебной физкультуры поликлиники Северо-Кавказского военного округа. На посту он долго не продержался — всего год.

Новый директор Сергей Скрипилев сразу после назначения подал в суд на предшественника. Он утверждал, что Зайналабидов за время пребывания на посту распродал почти все вспомогательные помещения: территорию вокруг завода, дом отдыха рабочих на Черном море и прочее. Причем по цене на порядок ниже реальной. Зайналабидов якобы отдал всё за 14 миллионов рублей, хотя Скрипилев оценил потерянные активы в 150 миллионов. Зайналабидов в ответ утверждал, что всё, что он сделал на предприятии — с ведома арбитражного суда и одобрения совета кредиторов «Электроаппарата». При нем производство на заводе катастрофически упало.

Завод начал судиться за распроданное имущество, а Скрипилев — пытался восстановить договоры с кредиторами и покупателями продукции.

В 2004 году УФСБ региона возбудило дело по обвинению в мошенничестве — Зайналабидова арестовали. Губернатор Владимир Чуб тогда заявил, что готов поддержать трудовой коллектив в конфликте силовиков, действующего руководства и арестованного директора. Впрочем, тогда он поражался тому, что обращение в «соответствующие службы» для проверки ни к чему не привело.

Как утверждали силовики в ходе судебного процесса, за год руководство Зайналабидова привело к срыву гособоронзаказа, что в итоге и привело к банкротству. На гражданскую продукцию тогда приходилось только 15% оборота.

Примечательно, что, находясь под следствием, Зайналабидов неоднократно и неудачно баллотировался в различные выборные органы. Горе-управленец даже попытался стать президентом Чечни от партии ЛДПР, и силовики возмущались: во время расследования на них оказывалось «беспрецедентное давление» со стороны партии.

В итоге Зайналабидов отделался тремя годами условно. А завод постепенно погиб.

Сперва была надежда на спасение — «Электроаппарат» почти договорился о кредите на строительство завода микроэлектроники. На роботизированной линии хотели выпускать высокотехнологичные печатные платы 5-го и 6-го классов. В возрождение завода верил не только банк, но и местные власти — когда в 2006 году приехала делегация Минпромторга Финляндии, областные чиновники пытались договориться о выпуске навигационного оборудования от Nokia на «Электроаппарате». Финнов больше заинтересовал Новочеркасский электровозостроительный завод.

А в 2006 году концерн «Покровский» консолидировал 75% доли «Электроаппарата» и заявил о планах строительства жилья. Глава концерна Андрей Каравайко тогда намеривался застроить 18 из 24 гектаров завода — а остальную часть оставить под производство, как и в случае с ТЦ «Горизонт». Пилотный проект — ЖК «Зеленая роща» — начали реализовывать еще в 2013 году. Но в феврале 2022 года «Покровский» решил избавиться от земли и выставил ее на продажу. Возможно, это связано с расследованием деятельности концерна — в 2021 году в офисы пришли силовики с обысками, а в декабре 2022 года заочно арестовали самого Каравайко.

Застройке это не помешало — в итоге ей занялся «ЮгСпецСтрой» ростовского предпринимателя Шамхалдибира Хайбулаева. Сдать ЖК «Новый Горизонт» планируют к четвертому кварталу 2023 года. Будет девять домов, этажностью от 4 до 22 этажей, подземная парковка на 1,8 тысячи мест — и более 3,8 тысячи квартир.


Кратко упомянем «Строительное управление "Северо-Кавказского военного округа"», зарегистрированное с 1993 года. С 2005 по 2011 год контора ходила по рукам — от Минобороны к Минимущества, затем в Росимущество — и обратно в армию. О предприятии не удалось найти публикаций в Сети, кроме сообщения о задолженности — в 2009 году предприятие просрочило выплату сотрудникам на 21 миллион рублей.

Еще в нулевые годы завод исполнял контракты для предшественника Росгвардии — внутренних войск: вел стройки в воинских частях в Новочеркасске и Грозном. Но в десятые завод не выжил: в 2011 году госкомпания стала акционерным обществом, и уже в 2012-м на предприятии ввели внешнее управление. А затем открыли и конкурсное производство. Ликвидировали завод в 2019 году.

Завод был зарегистрирован на Соборном, 98 — прямо за одним из зданий Южного военного округа. Только по этому адресу с 2017 года строился ЖК «Соборный» — скромный по меркам прочих упомянутых комплексов. Всего 25 этажей и 460 квартир. Строила фирма СК-10, принадлежащая московскому концерну.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
43
ТОП 5
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Рекомендуем
Объявления