Город проблема Асфальт есть, а дальше? Как ремонт главной улицы Таганрога поссорил власти, подрядчиков и горожан

Асфальт есть, а дальше? Как ремонт главной улицы Таганрога поссорил власти, подрядчиков и горожан

История одного градостроительного провала

Такой зелени на Петровской теперь немного
Источник:

Полтора года в Таганроге благоустраивали главную улицу — Петровскую. Нарушение сроков, уничтожение деревьев, режущая глаз плитка, отказ от безбарьерной среды, наспех сделанная дорога, провальный итог — краткое описание этого проекта. Корреспондент 161.RU Александра Шевченко побывала в Таганроге, чтобы понять, почему миллионы буквально закопали в землю и что не так с реконструкцией.

Как должно быть


В 2019 году архитектурное бюро ASADOV по заказу администрации Таганрога разработало концепцию благоустройства улицы Петровской: улица должна была стать преимущественно пешеходной и безбарьерной. Проект предусматривал и зоны смешанного использования — с парковками и летними местами для отдыха, парклетами.

Команда Андрея Асадова также предложила:

  • обустроить ливневки;

  • поставить уличную мебель в едином стиле;

  • обновить зеленые насаждения;

  • организовать общественное использование санузлов кафе;

  • отреставрировать исторические фасады;

  • оставить парковки только с одной стороны;

  • приподнять пешеходные переходы и постепенно освободить улицу от авто;

  • разработать туристический маршрут по Петровской.

Андрей Асадов — архитектор, основатель архитектурного бюро ASADOV. Его команда подготовила концепции аэропортов в Перми и Саратове, медкластера в Сколково, экорайона в Казани.

В итоге Петровская должна была выглядеть так.

Источник:
Источник:
Источник:

В ноябре 2019 года администрация Таганрога опубликовала закупку на «приспособление улицы для современного использования». Аукцион выиграл реставрационный центр «Содружество». С ним заключили контракт на 59,5 миллиона рублей. Из них 50 миллионов рублей планировали выплатить за федеральный счет — Таганрог выиграл эти деньги в конкурсе проектов благоустройства малых городов. Сдать улицу подрядчик должен был 30 октября 2020 года. Но что-то пошло не так — ремонт затянулся и обернулся кошмаром для всего города.

Без леток и деревьев


Главную улицу Таганрога перекрыли в апреле 2020 года. И сразу выяснилось, что уже тогда городские власти отказались от главного предложения Асадова.

Местные общественники — Елена Федоренко и Иван Карпов
Источник:

― Первоначально по проекту Асадова должно быть сужение [проезжей части] за счет парклетов. Но не стали реализовывать. В каком-то из ответов нам сослались на изменение профиля улицы, — поясняет Иван Карпов, таганрогский активист и участник «Городских проектов».

― Из переписок [с властями] мы узнали, что нельзя нарушать профиль Петровской: никаких парковочных карманов, изменения зеленой зоны и так далее, — добавляет архитектор Елена Федоренко. Она тоже в «Городских проектах».

«Городские проекты» — это российский фонд, созданный Максимом Кацем и Ильей Варламовым. Его цель — улучшать городскую среду, бороться за сохранение архитектурного наследия страны.

По словам активистов, из концепции Асадова в итоге не реализовали ничего, а из созданного позже проекта, по которому работало «Содружество», остались только чугунные уличные фонари.

― Они изменены немного — не двойные, а одинарные. Остальное было заменено, утрачено, переделано, переписано. Ни автоматических поливов, ни кашпо.

Источник:

Жители города и общественники напряглись, когда на Петровской начали рубить деревья. Уничтожили почти все.

― Вроде в этом есть зерно здравого смысла: да, деревья старые, их нужно заменять. Но должна быть какая-то программа, — сетует Федоренко. — Срубите через один за три года до начала работ, рассадите новые. Сейчас, наверное, только штук пять сохранилось — тех, что были помоложе. Срубили взрослые, которые давали тень: ясени, грабы, клены. Тополи, если были — то один или два.

«Прутики» вдоль улицы
Источник:

― Много было здоровых, — добавляет Карпов. — Деревья потом посадили по плану, но это были какие-то прутики. После того как в декабре об этом сказал Варламов, сюда привезли большие деревья с комьями земли на корнях. Они пролежали на улице дней пять, а потом их посадили. Кто этот меценат, [который подарил городу деревья], — никто не знает.

Кроме того, на улице так и не появилась система автополива, обозначенная в проекте.

В проекте автополив есть, а по факту — нет
Источник:
Источник:

Про (без)барьерную среду и плитку


На пешеходной части улицы всё тоже не очень гладко. Часть скамеек очевидно выбивается из общего ансамбля. Они многоугольные, стоят хаотично и обработаны плохо — можно поцарапаться или оставить затяжки на одежде.

Если не хотите зацепиться, то сюда лучше не садиться
Источник:
Источник:

А не соответствующие проекту остановки в свое время стали причиной уголовного дела против директора МКУ «Благоустройство» Александра Куранова. Чиновник не контролировал установку остановочных комплексов, но подписал акт приемки.

Похожие остановки должны были стоять на Петровской
Источник:
Но стоят такие
Источник:
Источник:

Нет безбарьерной среды, обозначенной в концепции Асадова. Когда на это обратили внимание, спуски попросту начали выпиливать из бордюров болгаркой.

Источник:
Источник:

Но камнем преткновения стал вопрос мощения. Плитка шатается, некоторые элементы, кажется, можно вытащить рукой. Есть целые отрезки тротуара, которые не просыпаны песком. И главная претензия общественников — расцветка плитки не соответствует историческому контексту и архитектуре города.

― Главное [на Петровской] — не плитка, а фасады, здания, сама улица, — объясняет Федоренко. — Плитка не помогает зданиям быть лучше, а только ухудшает ситуацию — ее начинают укладывать и на других улицах. Когда такая рябь, тебе хочется и здания поярче покрасить — чтоб они друг другу соответствовали. А этого делать нельзя, потому что их исторические оттенки — припыленные. Пока нет дождя, это еще куда ни шло. А ведь нам обещали, что через год мы разницы вообще не увидим — всё затрется.

Источник:

Обещания действительно были. В сентябре 2020 года в город с проверкой приехал Дмитрий Беликов — на тот момент областной замминистра ЖКХ.

― Люди будут счастливы — они будут по нормальному покрытию ходить. Оно будет лежать годами и потемнеет еще сто раз, — заявил тогда чиновник в споре с городскими активистами. — Вы видели хоть раз покрытие с белым пигментом, чтоб оно не потемнело через полгода? Вы видели, чтоб в Таганроге с порошком улицы мыли? Плитка здесь через три месяца вся серая будет. С учетом песка, ветров постоянных. Мести здесь каждый день будут? Чтоб она была белой, должно быть как в Лондоне — чтоб выходили люди и вымывали с щетками.

Но даже спустя год тротуары на Петровской по-прежнему яркие.

И так сойдет
Источник:
Источник:

Борьба с яркостью


По проекту, мощение на Петровской должно быть серым — подрядчик должен был использовать бетонную плитку «Старый город». Основное требование к покрытию: не нарушать «композиционную целостность и цветовые решения архитектуры начала XIX века». Нынешняя плитка делает ровно наоборот.

Мы предприняли первые действия в сентябре — когда здесь выложили первые 20 квадратных метров [плитки]. Мы — архитекторы, краеведы, историки, жители, активисты — писали письма губернатору, администрации о том, что это недопустимо. Мы предлагали разные варианты. Например, убрать один цвет, тогда бы плитка была нейтрального оттенка — серого, — вспоминает Елена Федоренко.

В ответ активисты получали заверения, что всё согласовано со специальной комиссией, и обвинения в использовании фотошопа для «накрутки контраста».

― В городе есть комиссия по комфортной городской среде, — продолжает Федоренко. — Она состоит из общественников, представителей Общества охраны памятников, специалистов ЖКХ и одного архитектора. И вроде как этим людям показали эту плитку, они согласились, подписали документы. Потом [власти] ссылались на решение этой комиссии. А эти люди — не специалисты. Единственный архитектор на тот момент был в отпуске. Ну а что могут сказать обычные люди? Плитка и плитка.

Источник:

Со слов Елены, они с архитекторами обратились в администрацию. А потом начали заниматься бумагами и поняли, что для замены плитки подрядчик должен был повторно пройти историко-культурную экспертизу. Экспертизы не оказалось.

― Мы начали писать письма, и сразу после этого появилась экспертиза. Эксперты сказали: «Всё нормально, плитка соответствует духу места и архитектурной стилистике».

Активисты подали протест и продолжили писать письма. Их пригласили на заседание общественного совета регионального комитета по охране объектов культурного наследия. Итог: комитет не подтвердил экспертизу подрядчика. Но плитку выложили до конца — уже заплачены федеральные деньги.

Год бездорожья


В начале сентября Петровская действительно выглядела не радостно — голая улица, вдоль которой местами стоят ослабевшие саженцы, и развороченная как после бомбардировки дорога. Без асфальта улица стояла год — с августа 2020-го по сентябрь 2021-го.

Источник:

В этом районе еще три параллельные Петровской улицы. По Александровской и Петровской движение разрешено в сторону Таганрогского порта, по Греческой — от порта, а Фрунзе — двусторонняя. Но она была закрыта вместе с Петровской — из-за ремонта трамвайных путей.

― У нас реально транспортный коллапс, — возмущается Федоренко. — Есть три события: День города, выборы и приезд Матвиенко. Ну неужели улицу заасфальтируют ночью накануне? Неужели это так?

В феврале контракт с «Содружеством» расторгли — до того, как компания сделала проезжую часть. И потом город долго не находил подрядчика на укладку асфальта. В итоге контракт на 10,3 миллиона рублей смогли заключить только в конце августа 2021-го. Срочный ремонт проезжей части начался в ночь на 4 сентября — за пять дней до приезда в город спикера Совфеда Валентины Матвиенко, за неделю до Дня города и за 15 дней до выборов.

Когда-то здесь была каменная мостовая
Источник:

«Честно работаем, налоги платим»


161.RU обратился за комментарием по ситуации с Петровской к Виктору Полякову — учредителю и директору компании-подрядчика «Содружество».

― Были варианты изменений [проекта], согласованные с заказчиком — непосредственно с администрацией. Был пройден ряд экспертиз, корректировка сметы, [получены] заключения на смету. Торгово-промышленная палата рассматривала заявления. Есть ее положительные заключения, — отметил он в комментарии редакции.

В разговоре с корреспондентом 161.RU Поляков заявил, что система полива есть, проверена заказчиком и работает. Он уточнил, что на Петровской «не автополив, а просто полив». Что касается плитки, то, со слов подрядчика, сметой предусмотрена разноцветная шириной 100 миллиметров.

― В проекте указана плитка «Старый город» — но это техническая ошибка. Позже всё скорректировали. Получено новое экспертное заключение. Есть ведомость малых архитектурных форм, в которой указано цветовое решение плитки. Поэтому всё выполнялось в соответствии с документацией. <...> А плитка была изготовлена под нас, такого типа и размера нет ни у кого. Заказчик принимает работы по смете. А там ширина плитки — 100 миллиметров. У «Старого города» нет такой. Составили акт замены, провели межведомственную комиссию. Когда уже осталось класть меньше четверти квартала, начали кричать, чтоб поменяли. А кто ее поменяет? Это же федеральные средства.

Источник:

Поляков добавил, что, когда только начали мостить тротуары, специально позвали блогеров и общественников — «чтоб потом вопросов не было».

― Изначально присутствовали блогеры Олег Фетисов и Александр Нанкин. Их всё устраивало. А доказать, что в исторические времена там какая-то плитка лежала?.. Там лежали просто булыжники мостовые. Ну, давайте снимем и оставим вместо асфальта булыжники, плиты из песчаника.

А вот с тем, что мощение выполнено некачественно, Поляков согласился:

― Не просыпана песком, да. Мы неоднократно писали письма в адрес заказчика. Если электрику и систему полива мы сами делали, то работой по укладке плитки, бортовых камней занимался субподрядчик. Он рекомендован администрацией. Вячеслав Михайлов (бывший замглавы администрации Таганрога по вопросам ЖКХ. — Прим. ред.) кричал, что за две недели субподрядчик выйдет и всё сделает. Ничего не сделал, начались проблемы.

Плитку только уложили, а уже начались проблемы
Источник:

Подрядчик добавил, что с укладкой дороги проблемы возникли тоже из-за решений и действий администрации.

― Проектно-сметной документацией была предусмотрена просто фрезеровка асфальта. На срезанное основание [надо было] положить новый асфальт. Администрация что сделала: запустили туда водоканал, КПТС, была тульская организация, которая расковыряла всю дорогу. Есть куча писем, которые мы писали, — [просили] подтвердить, чем засыпана [проезжая часть после перечисленных выше работ]. Я ж не могу просто асфальт на песок кинуть. <...>

При этом с подобной ситуацией и отношением, говорит Поляков, он за двенадцатилетнюю работу в сфере реставрации сталкивается впервые:

― Для меня всё это — дело чести. Нами сейчас тоже занимаются все кому не лень. Проверяют с декабря — уже десятый месяц. Нарушений выявить не могут — мы честно работаем, налоги платим.

Когда-то «Красный мак» было не разглядеть за зеленью
Источник:

Одностороннее расторжение с обеих сторон

Как наследие от масштабного благоустройства остались судебные тяжбы. Одна из них — по поводу расторжения контракта. Иск в арбитражный суд подала администрация Таганрога. Она потребовала признать незаконным одностороннее расторжение контракта подрядчиком. Суд требования властей не удовлетворил, чиновники это решение обжаловали. Заседания продолжаются.

При этом на сайте госзакупок сказано: контракт расторг заказчик в одностороннем порядке — из-за «ненадлежащего исполнения условий со стороны подрядчика». Там же сказано, что реставрационному центру успели заплатить 37 миллионов рублей и насчитали 600 тысяч рублей штрафа.

Администрация Таганрога проигнорировала запрос редакции 161.RU по ситуации на Петровской, поэтому получить разъяснение от ее представителей не удалось. А вот Виктор Поляков объяснил, откуда взялось описанное выше противоречие:

― Мы с заказчиком расторгли контракт в декабре. На расторжение им письмо направляли, потом нас попросили — мы отозвали. [В феврале] повторно направили письмо на расторжение. Они на следующий день тоже попытались вручить решение об одностороннем отказе. Но мы-то первее были. [В суде] мы предоставляем факты, переписку, а заказчик — то, что ему интересно.

Очень комфортная среда
Источник:

После работы на Петровской на счету «Содружества» появились еще две тяжбы — с Минкультом и региональным Комитетом ОКН. И если по первому иску подрядчику вынесли предупреждение, то по второму слушания еще продолжаются.

Кстати, проезжую часть на Петровской всё-таки успели оборудовать до приезда высокопоставленной гостьи. Правда, Валентине Матвиенко улицу не стали показывать. Местные говорят: дорога хорошая, ездить можно, вот только у люков наплывы получились, и стык между полосами заметен. Но у нового подрядчика — Строительно-реставрационного управления — до Нового года есть время, чтоб всё довести до идеала. А пока общественники шутят, что Петровская теперь — живой пример того, как благоустраивать не надо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Виктория Федорова
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Юлия
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Артем Краснов
Рекомендуем
Объявления