Болотный цвет и рыбный запах не покидают водопроводные краны с конца февраля. «Ростовводоканал» каждую неделю предлагает все новые объяснения проблемы: цветение Дона, замена фильтров, затянувшаяся промывка, проблемные внутридомовые сети. 161.RU пообщался с представителями УК из разных районов Ростова — быть может, действительно страдают лишь редкие дома, а проблему раздувают в соцсетях старыми фотографиями, в чем уверен министр ЖХК Михаил Солоницин.
УК не считают себя виноватыми
Представители нескольких опрошенных нами управляющих компаний сообщили, что не получали жалоб на грязную воду от жильцов обслуживаемых ими домов. Но мимо большинства УК проблема грязной воды не просочилась.
— Если Водоканал говорит, что УК виновны, вы же понимаете, что это неправда. УК не может влиять на запах и на качество поставляемой воды. У нас основные дома — Ленина и Северный. У нас обращений не было, но искать причины нужно явно не у нас, — заявили в УК «Югжилсервис» из Ворошиловского района.
В том же районе работает УК «Уют-2», где жалобы на вонючую воду в последний раз приняли месяц назад — когда жалобы на качество водоснабжения начали поступать со всего Ростова. Сейчас вроде нет.
— У нас краны все открыты, трубы все открыты. Какая вода поступает, такую мы из водоканала и принимаем, — отметили в компании.
В Группе компаний «Квадро» оказались солидарны с коллегами по району и добавили: «Вода не грязная, но с запахом». В Ленинском районе, наоборот, жалобы потребителей не прекращаются: люди ежедневно сообщает о вони и цвете воды.
— Жалобы поступают как на горячую, так и на холодную воду. Они, да, утверждают, что виноваты теплообменники. Но если бы причина была в одном доме, но у нас жалобы поступают из нескольких: Красноармейская 3Б, Зявкина, 31 и 33. У людей коричневая вода в кране, — рассказали в ООО «Жилищник».
Редакции 161.RU чаще всего писали жители Октябрьского района, которые фотографировали и писали, как вода пузырится и покрывается черной пленкой.
— Все жалуются, конечно, на качество воды. Очень много жалоб. То, что теплообменники в домах — якобы причина такой воды — это глупость несусветная, — заявил в комментарии редакции один из инженеров УК ЖКХ «Ростов-центр». — Я очень долго уже работаю в сфере ЖКХ. <...> Воняет холодная вода. У некоторых даже с виду чистая, но с запахом, а у некоторых — черная, и такая же вонь. Водоканал должен был после того, как поставили фильтр, как губернатор говорил, остановить водовод, промыть его нормальной хорошей водой, а после этого давать людям. А так на деле не получилось. Имеем, что имеем. Горячая вода, проходящая через теплообменник — это холодная вода, которая греется в трубках. Нагревается она горячей водой, но ее мы же тоже от водоканала же получаем.
В Кировском районе УК «Комфорт-Сервис» сообщила, что особых жалоб от горожан не поступает — были только в начале месяца.
— Какую воду водоканал поставляет, такая и течет. УК никак на это не может повлиять. Разве что фильтры в доме чистят [чтобы задержать примеси из водопровода], но это не каждый же день, — добавили в управляющей компании.
В группе управляющих компаний Советского района тоже согласились, что жалоб стало меньше по сравнению с началом месяца.
— У нас есть ряд очистных сооружений, которые готовят и подают воду в сети. Водоканал может быть и ни при чем по сути. Возможно, у них на сетях есть и свои какие-то фильтры, но учитывая то, что сети нашего города уже древние, то всё это очищение бессмысленно, — подытожили коммунальщики. — Люди уже, скорее всего, привыкли к такой воде, поэтому и жалоб уже нет. Опять же горячая вода, о которой, к примеру, они говорят... идет техническая. А с ноября 2018 года призывают всех перейти на закрытый тип горячего водоснабжения, чтобы вода перестала быть технической. А горячую воду греют в разных районах по-разному. Допустим, если взять Западный район, Военвед, то это ТЭС-2 греет. Уже вопросы все туда.
Первые мальки
Впервые о том, что давление воды в кранах ростовчан упадет из-за обмеления реки Дон вблизи города, заговорили в начале декабря. Людей успокоили, что если уровень реки упадет еще сильнее, то воду просто начнут брать с нижних горизонтов Дона. Речи о проблемах с давлением в трубах не шло.
К началу марта жители Ростова начали жаловаться в социальных сетях на грязную воду с рыбным запахом. В «Ростовводоканале» поспешили сообщить, что «за темпами увядания реки Дон не успевают их технологии очистки».
Причиной проблем в компании назвали раннее «цветение Дона». При этом, то ли в шутку, то ли серьезно, ведомство сообщило горожанам, что улучшить качество можно «оздоровив реку Дон, либо сменив водоисточник». В администрации города пообещали, что коммунальщики решат проблемы за две недели.
Чистили, да не дочистили
Вскоре губернатор Василий Голубев потребовал срочно разобраться с качеством питьевой воды в Ростове. Неприятный запах воды и примеси глава региона объяснил управленческим просчетом.
— Смотрите, какая реакция последовала от людей. Надо отвечать на обращения вовремя и по существу. А не так, как сотрудники «Ростовводоканала» ответили: реку меняйте, место жительства меняйте... Это что за разговор с людьми? Разве так надо реагировать на аварийную ситуацию в водоснабжении?
Водоканал начал действовать. К середине марта на водозаборных сооружениях в Ростове запустили угольную установку для очистки речной воды. Как сообщили в правительстве позже, такая очистная система была построена еще в октябре.
Странный запах не исчез, и в «Ростовводоканале» сравнили воду из городских сетей с «Нарзаном». Юмор горожане не оценили.
Вскоре водоканал сделал «ход конем», пригласив журналистов на предприятие, где директор компании Алексей Тейге показательно выпил стакан воды, которую подают с очистных сооружений в городские сети. В ответ представитель одной из УК предложил выпить той воды, которая доходит до домов.
К скандалу присоединился глава администрации Алексей Логвиненко, который потребовал пересчитать стоимость платежей за некачественную воду для горожан.
— Вы считаете, что вода качественная, но тысячи людей так не считают. Я рекомендую вам пересмотреть начисление платы за воду жителям Ростова, которые пострадали. Потому что когда вода зеленая, ей невозможно пользоваться, это неправильно, — сказал глава администрации.
В «Ростовводоканале» отметили, что горожане вправе потребовать перерасчет, но должны будут написать обращения «в установленном порядке с соответствующими заявлениями и при наличии оснований, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг». Говоря по-русски, люди должны доказать при помощи экспертиз, что вода некачественная, и только после этого возможен перерасчет. Доказательства в виде фото и видео с грязной, черной, пенящейся водой из-под крана не помогут.
Вывели на чистую воду
Спустя две недели после запуска фильтров ростовчане снова начали жаловаться на грязную воду и болотный запах. На этот раз вода пошла зеленая. Жалобы в редакцию поступали из Железнодорожного, Советского, Ворошиловского, Октябрьского районов, а также из микрорайонов Суворовский, Темерник, Болгастрой. Горожане находили в раковинах кусочки ржавчины, песка и прочей грязи.
На запрос 161.RU в водоканале отметили, что организация контролирует сети только до точки подключения к дому — дальше отвечает застройщик или УК. Если горячая вода тоже грязная, то в доме проблемы с теплообменниками, добавили в компании.
— Сейчас «Ростовводоканал» в усиленном режиме проводит работы по очистке питьевой воды. Активированный уголь помог нейтрализовать неприятный запах перед подачей воды в городскую сеть, — сообщили ростовские власти 30 марта. — Но из-за значительной протяженности водопроводных сетей — более 2500 километров, необходимо время на обновление всей воды в трубопроводах.
Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области проверил водопроводную воду в городе и, отметили в администрации, отклонений и нарушений не выявил.
На вопрос корреспондента 161.RU в пресс-службу «Ростовводоканала» о том, можно ли заморозить платежи горожанам на период поставки некачественной воды, ответили, что готовы ответить на официальный запрос редакции в установленной форме в течение 7 дней. Оперативного ответа на него мы получить не смогли. Но местным властям они ответили быстрее. Ответ звучит более чем «доступно».
— Водоснабжение населения относится к регулируемым видам деятельности, то есть организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставляют свои услуги по ценам (тарифам), утвержденным региональной службой по тарифам Ростовской области в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила), — сообщили в администрации со ссылкой на «Водоканал». — Согласно пункту 98 Правил при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Для осуществления перерасчета необходимо установить факт предоставления некачественной коммунальной услуги. Порядок установления такого факта установлен разделом «Х» Правил. Иной порядок перерасчета действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
А у вас есть проблемы с водой из-под крана?