17 октября воскресенье
СЕЙЧАС +12°С

Помехи справа и слева. Чьи дома снесут ради шестиполосной дороги на Суворовский

Почему жители улицы Вавилова уверены, что власти Ростова могли пустить дорогу в обход

Поделиться

Власти начнут изымать земли во втором полугодии 2021 года

Власти начнут изымать земли во втором полугодии 2021 года

Поделиться

Для строительства магистрали на улице Вавилова понадобится выкупить 124 земельных участка. Всего в зону реконструкции попали 164 участка, часть из них принадлежит муниципалитету — вавиловцы объясняют разницу тем, что не всем удалось приватизировать землю. Сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко заявлял, что планирует пожертвовать интересами владельцев домов и участков вдоль улицы Вавилова. Корреспондент 161.RU встретился с ними и выяснил, чьи дома окажутся под ковшом.

«Строили Суворовский — мы ликовали»


Жители улицы Вавилова гордятся историей возникновения своего поселка — совхоза «Ростовский», который помогал снабжать армию продовольствием в годы войны. Местные помнят, что в семидесятые здесь еще работало подсобное хозяйство Министерства обороны РФ. Работники жили в десятке глинобитных домов.

— В 1986 году наше подразделение отделилось, стало самостоятельным совхозом. Оно стало расширяться. Строили коттеджи и 18-квартирные дома. Мы хотели жить и что-то сохранить для своих детей, — рассказывает Светлана Денисова.

В перестройку хозяйство пришло в упадок, вспоминают вавиловцы, но люди нашли работу в городе и продолжали жить в своих домах.

Микрорайон Суворовский построили на землях военного совхоза у северной окраины Ростова-на-Дону, между улицами Вавилова и Сосновой. Изначально жилмассив планировался как военный городок для Министерства обороны РФ.

— Суворовский привлекает людей из области, потому что тут низкие цены, — считает Алёна Царегородцева. — Но [власти] не предусмотрели дорожную развязку. Единственная узкая дорога в две полосы идет через наш поселок. Она настолько узкая, что когда едет автобус, то его невозможно обогнать из-за встречного движения. Дорога связывает город с районом. И как решила эту проблему наша администрация города? Всё очень просто: снести наш поселок вместе с нашими домами, чтобы построить дорогу!

Алёне 43 года, из них 37 лет она живет на территории бывшего совхоза СКВО. До строительства Суворовского женщина каждый день ходила пешком до ближайшей остановки — в 5 километрах от дома.

Строительства микрорайона жители улицы Вавилова ждали с надеждой

Строительства микрорайона жители улицы Вавилова ждали с надеждой

Поделиться

Светлана Денисова тоже помнит транспортные проблемы: раньше местных детей везли на Военвед в специальном школьном автобусе. По словам женщины, еще ходил автобус № 27, но только «летом, когда ездили садоводы».

— Мы всё ждали, когда же нам пустят транспорт. В перестройку совхоз стал нерентабельным, мы поняли, что теряем всё, вплоть до жилья. С трудом добились приватизации своих квартир. Там, где частный сектор, многие люди так и не смогли приватизировать землю. Потом началось строительство Суворовского, мы ликовали: дождались цивилизации, — сообщает Светлана.

Алёна Царегородцева считает, что жители Суворовского не виноваты в том, что население поселка может потерять жилье. По словам ростовчанки, дорогу строить необходимо, но не в ущерб другим людям.

— Мы, жители совхоза, тоже считаем себя суворовцами. Радовались, что рядом строят район. У меня там живет племянник и коллеги по работе. Мы хотим остаться в нашем районе, ходить в школу в Суворовском, в поликлинику, [ездить] в магазин, — говорит Галина Климова.

Дом в собственности, земля — нет


Жителей бывшего совхоза СКВО обеспокоили цифры, названные городской администрацией. Они считают, что те сорок участков, принадлежащих муниципалитету, — это земля, на которой стоят их дома. Участки они десятилетиями пытаются приватизировать.

— Город целенаправленно не дает приватизировать землю и приводить в собственность уже порядка 10 лет. Никакой компенсации за нее не будет, — говорит Владимир Ермолаенко, житель дома на Вавилова.

Елена Зайцева опасается за свой участок

Елена Зайцева опасается за свой участок

Поделиться

Под снос попадает и дом Елены Зайцевой, которая живет на Лиловой. Дом женщины оформлен в собственность, а прав на участок нет.

— Мы не можем приватизировать земли, администрация не дает этого сделать. Бьемся с 2006 года. Сколько у нас было судов? Не помню точно. Десять, двенадцать, пятнадцать. Нанимали адвокатов, но всё [было] бесполезно, — говорит Зайцева.

Елена переживает, что компенсацию за дом рассчитают по минимальной стоимости, а за приусадебный участок, на котором женщина вырастила плодовый сад, ничего не заплатят. Надежда Гурьянова купила квартиру на Вавилова в 2013 году. Жилье было приватизировано, а вот земля под ним — нет. О перспективах соседства бывшие владельцы умолчали.

— Подавала документы [на приватизацию участка] сама. Из администрации отправляли в кадастр, оттуда — в архитектурный. Мы бегали-бегали, в итоге написали письмо в резиденцию Путина. Пришел официальный ответ, что никакие права не нарушены, потому что земля принадлежит городу и здесь еще утвердили план дороги. Поэтому нам не отдадут землю. Но нам говорили, что дорога будет проходить через [Северное] кладбище. Получается, переменили задним числом, — считает Гурьянова.

Жители бывшего совхоза СКВО писали в комиссию по публичным слушаниям градостроительной документации Ростова. Яков Ершов направил туда возражения по проекту межевания территории для строительства дороги на Суворовский. Его дом попал под снос.

Квартира Надежды Гурьяновой приватизирована, а земля под ней — нет

Квартира Надежды Гурьяновой приватизирована, а земля под ней — нет

Поделиться

В возражениях 70-летний Ершов указал, что вложил в дом огромное количество сил и средств, а потеря дома будет трагедией, которую он может и не пережить.

Чиновники разных уровней отвечали вавиловцам, что их обращения рассмотрены и нарушений установлено не было. В одном из писем Минстроя отмечено, что в соответствии с генпланом города предусматривается «развитие магистральной улицы общегородского значения».

По мнению Владимира Ермолаенко, строительство магистрали ценой уничтожения домов не спасет жителей Суворовского от ежедневных пробок.

— Во-первых, эта дорога [по Вавилова] будет построена после того, как появится дорога на Орбитальную. Это ключевой момент строительства дороги, иначе она не спасает жителей [Суворовского]. Во-вторых, отсутствует поворот, если ехать со стороны Суворовского на Королёва по существующему проекту. Уже сейчас Особенная стоит от поста ГАИ и дальше. Там нужен нормальный поворот.

Есть на Вавилова и те, кто не против планов властей.

— По утрам везу ребенка в садик и еду на работу. Добираюсь за три с половиной часа. Уж лучше пусть снесут и предоставят компенсацию, — считает Анна Щерба.

Любовь Рябчинская приехала в поселок вместе с мужем в девяностые. Супруг женщины работал в совхозе, ему предоставили жилье.

— Дали голые стены, без унитазов, без ничего, — вспоминает старушка. — А мы всё сделали. Жить же хотели. Но сейчас я уже не хочу. Жить уже устала. [Потому что нервы] треплют. Уже либо бы снесли, либо оставили бы нас в покое и сказали: «Живите, люди».

Любовь Рябчинская въехала с супругом в голые стены. Устраиваться пришлось самим

Любовь Рябчинская въехала с супругом в голые стены. Устраиваться пришлось самим

Поделиться

Домой — через кладбище


В марте администрация Ростова утвердила проект реконструкции дороги со строительством развязки Особенная — Вавилова — Королёва. По плану властей к 2024 году магистраль станет шестиполосной: четыре основных направления плюс два дублера.

Еще в декабре сити-менеджер Алексей Логвиненко предупредил, что интересами жителей бывшего совхоза придется пожертвовать ради населения Суворовского.

— Очень существенно [поможет избавить район от пробок], — прокомментировал проект магистрали Николай Бритвин, председатель совета директоров компании, которая застраивает микрорайон. — У нас пока не такой уж и большой район. <...> По прогнозным подсчетам, не менее 40 и не более 50 тысяч человек. [Магистраль], естественно, обеспечит транспортную доступность и комфортность проживания в Суворовском.

При этом Бритвин добавил, что одного только расширения Вавилова мало для победы над пробками - району нужно строительства магистрали, которая шла бы параллельно Орбитальной со стороны Суворовского.

По мнению ростовского урбаниста Артемия Зайцева, предложенная реконструкция улицы Вавилова — проект, в первую очередь направленный на освоение федеральных денег.

— Задание на разработку проекта было абсолютно логичным: сделать четырехполосную дорогу [без разрушения десятков домов]. Спроектировали, — говорит Зайцев, администратор сообщества «Урбанистика Ростов-на-Дону». — Но в середине прошлого года обновились правила федеральной программы «Стимул». По ней государство выдает деньги на развитие инфраструктуры в новых районах. Наши руководители увидели, что проект можно выполнить не на свои деньги, а на федеральные: две трети выделит государство, треть — область.

Зайцев считает, появившиеся в обновленном проекте боковые проезды не нужны — такие строят на скоростных дорогах вроде МКАД или Садового кольца. По его мнению, основную ставку нужно было сделать не на Вавилова, а на проспект Космонавтов.

— Он [уже] восьмиполосный, упирается в двухполосную улицу Орбитальную. Там очень большой запас. Надо рассматривать варианты продления дороги до Суворовского через проспект Космонавтов. Потому что Ворошиловский — Нагибина — Космонавтов — это центральная дорога для города, а Вавилова — Шеболдаева — Буденновский — его дубль. Вместо того развития дублера я бы предложил продление основной дороги.

В микрорайоне всё еще строят дома

В микрорайоне всё еще строят дома

Поделиться

Урбанист даже предложил временное решение проблемы пробок: заасфальтировать дорогу между Суворовским и Северным кладбищем и пустить по ней автобусы.

— Дорога через Северное кладбище действительно короткая, а Суворовский сложнодоступен. Урбанистически это имеет смысл, — согласился с коллегой эксперт в области городского транспорта Дмитрий Гусев. — Другое дело — эстетический аспект. Захочет ли человек каждый день ездить через кладбище? Сложный вопрос, психологически тяжелый момент.

— При разработке технического задания рассматривались все возможные варианты прохождения трассы. Согласно генеральному плану города Ростова-на-Дону, это единственная магистраль, которая соединяет проспект Королёва и микрорайон Суворовский. Справа находится овраг, слева — частный сектор. <...> Другого варианта быть не может. Если мы вправо и влево сдвинулись бы еще, то это привело бы к еще более существенному удорожанию проекта, — сообщил 161.RU Алексей Войтенко, директор департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова.

Строительство альтернативных автомобильных дорог между улицей Особенной, Королёва и жилым районом Суворовский генеральным планом не предусмотрено, уточнили в пресс-службе администрации города.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК18
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ14
  • ПЕЧАЛЬ4

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Ростове-на-Дону? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...