Алексей Берест — один из советских бойцов, поднявших красное знамя над Рейхстагом. После войны он так и не получил звезду героя за штурм, в отличие от прославленных Михаила Егорова и Мелитона Кантарии. В день столетия ветерана — 9 марта — на станции Сельмаш появилась мемориальная доска, увековечившая последний подвиг Береста — спасение девочки из-под колес поезда. Военный историк Андрей Кудряков рассказал 161.RU, почему ростовчане должны знать своего земляка.
— Не зря говорят у нас на юге: «Какой человек — такая у него и смерть». Наверное, такие люди появляются, когда очень тяжело в нашей стране. Алексей Берест как раз один из тех, — говорит Кудряков.
В мае 1945 года ростовчанин Берест вел переговоры с остатками гарнизона Рейхстага, принуждая немцев капитулировать. За «исключительную отвагу и мужество, проявленную в боях» в 1946 году его представили к ордену Героя Советского Союза, но офицер так и не получил Золотую звезду.
— Есть герои, которых награждают, как икону, чтобы они ходили и эти награды всем показывали, где-то выставляли. А есть герои, которые не то что ордена — медали не имеют, но которые, безусловно, люди с большой буквы. Они не показные герои, они настоящие — такие, как Берест. Он настоящий народный герой без звезды героя. Наверное, она ему и не нужна. Потому что настолько его народ любит, притом не только в Ростове, на Украине, откуда он родом, в Беларуси и в других странах, — уверен Кудряков.
Историку посчастливилось узнать о герое из уст родного деда Василия Кудрякова, который служил вместе с Берестом в политуправлении Черноморского флота.
— Есть определенная дистанция между офицером и моряком простым. Так вот Берест эту дистанцию никогда не соблюдал, он всегда был рядом с простыми моряками. Ему за это очень часто попадало, но он действительно был всегда любим моряками. Он всё время их поддерживал, вместе с ними что-то делал, рыбу ловил, что-то строил. Дед рассказывал, что он китель с погонами всегда снимал и в простой тельняшке, как обычный моряк, сливался с народом.
Как вспоминает в своей книге историк Юрий Галкин, в день взятия Рейхстага лестница на крышу оказалась разрушена из-за артобстрелов, поэтому воины образовали живую лестницу.
— Нижним был Берест, по нему взобрались остальные. На крышу Рейхстага Егорова и Кантарию он вынес буквально на своих плечах. Вышел первым, чтобы обезопасить установку знамени, привязал его солдатским ремнем к ноге коня скульптурной группы, потом и остальные присоединились.
Берест погиб в 1970 году под поездом на ростовской станции Сельмаш, спасая ребенка.
— Такие люди в мирной жизни, когда всё хорошо, они себя, к сожалению, не находят, — посетовал историк Кудряков. — И очень много таких же героев, как Алексей Берест, которые после окончания войны просто не смогли встроиться в нормальную мирную жизнь. И в этом, конечно, очень большой трагизм. Тем не менее это настоящий без всяких сомнений и пафоса герой.
В Ростове-на-Дону поставлен бюст на «Ростсельмаше», там работал после войны Алексей Прокопьевич Берест. Но место это закрытое, и ростовчане его не видят. В 2009 году памятник появился в украинском городе Ахтырка, что на Украине, где он родился, в 2005 году присвоили ему звание Героя Украины. Памятник был установлен также в городе Малгобек. Есть он и в Кропоткине Краснодарского края. В Ростове есть улица и школа, носящие имя героя, и памятник в центре микрорайона Сельмаш.
В Ростовской области памятник стоит в селе Покровском Неклиновского района, там же есть площадь Береста, улица, где проживают молодые семьи. Именно оттуда ростовчанин был отправлен после войны в пермские лагеря. В Москве на Поклонной горе в составе скульптурной группы вылеплена и фигура лейтенанта Береста. Еще один бюст установлен в казачьем кадетском корпусе.
— Герои есть и сейчас. Они скромно живут, — уверен военный историк. — Пока такие герои живы — жива наша страна, наш народ. Тут очень важно понимать, что мы должны хранить память о Бересте, потому что это напоминание нам об очень многих вещах. Как любить Родину, как помогать людям, как нужно жить, в конце концов.