Еще прошлый сити-менеджер Виталий Кушнарев предложил перенести ростовский порт с правого берега Дона и превратить в территорию для прогулок всю улицу Береговую. Действующий глава администрации Алексей Логвиненко тоже не забывает обещать, что набережная Дона станет привлекательным местом. Речь идет о продлении набережной от Богатяновского спуска до 13-й Линии. В октябре 2019 года администрация выбрала подрядчика, который должен разработать документы для строительства четырехполосной дороги на Береговой.
161.RU поговорил с ростовским архитектором Андреем Дойницыным, который уже создал концепцию новой набережной.
Андрей Дойницын — член Союза архитекторов России, основатель и главный архитектор ООО «Новая РАСА».
Устремленный в будущее. О проекте
Группа архитекторов под руководством Дойницына разработала концепцию развития набережной в 2019 году. Они сразу решили, что создают не столько архитектурный проект, сколько концепцию развития территории.
— Когда нам сказали, что набережная прорабатывается только до 13-й Линии, я возмутился, — вспоминает архитектор. — Если ограничиваться такими небольшими отрезками, то в будущем мы будем вынуждены мириться с возводимыми зданиями, подстраиваться под них. Прежде чем раздавать разрешения на строительство, следует посмотреть на 10–20–50 лет вперед.
Набережная должна притягивать людей, говорит Дойницын. Перед разработкой концепции архитекторы проанализировали всю территорию и продумали, чего там не хватает.
— Мы поставили перед собой задачу связать всю набережную, чтобы она была целостной и гармоничной. Мы разбили ее на активные блоки, мощные самостоятельные зоны, которые создают вокруг себя новые функциональные связи.
Дойницын говорит, что летом по существующей набережной проходят около 1,2 миллиона человек. Но все активности ограничены ресторанами и кафе. Заведений общепита становится больше, но количество посетителей не растет.
— Моя задача, — говорит архитектор, — рассказать о других идеях. Чтобы люди, спускаясь на набережную, задавались не только вопросом: «А куда мы пойдем поесть?» Что привлекало бы в город туристов? Студентов? Кроме того, архитектура дисциплинирует и воспитывает. Горожанин, гуляя вечером по набережной, не должен бояться, что у него отнимут телефон. Он должен чувствовать себя в безопасности.
Дойницын считает, что городу нужны архитектурные проекты и свежие идеи. По его мнению, и администрация должна быть заинтересована в этом.
— Мы хотели показать, какой могла бы быть наша набережная, какие у нее могли бы быть функции. Об этом и есть вся наша работа.
Вечное невозвращение. О транспорте
В проекте Дойницына набережная тянется от Богатяновского спуска до Зеленого острова. И он добавил на правый берег больше растительности, которая будет спасать от летнего зноя и зимних ветров.
— Сейчас на Богатяновском все поднимаются по узкой криволинейной дороге, там мы размещаем первый объект — встроенную в рельеф многоуровневую парковку, — рассказывает архитектор. — Одна из проблем старой набережной — отсутствие парковочных мест, и когда в этой зоне проводят мероприятия городского масштаба, там просто негде остановиться.
Возвращаться в город с набережной неудобно. Дойницын говорит, что есть несколько путей выхода в город — и все они трудозатратные: крутая лестница, ведущая к собору; Казанская лестница; лестница у Ворошиловского моста; пологий Будённовский, по которому хоть как-то можно двигаться, но если люди решат пройтись до конца существующей набережной, им придется возвращаться назад. Поэтому, по мнению архитектора, вторая часть набережной затихает.
— Людям не хочется возвращаться назад, и поэтому они решают вовсе туда не идти. Страдает функционал, потому что там не хватает людей, — добавил эксперт. — Богатяновский — это центр набережной, поэтому если там появится скрытая парковка, у людей будет выбор — пойти к старой части набережной или к новой.
Также архитектор решил через Береговую связать Аксай и Западный.
— Можно было бы поставить опоры монорельса и пустить по ним воздушный трамвай. Если в Ростове всерьез обсуждают метро, то почему бы не обсудить эту идею? — говорит Дойницын. — Так получится самый короткий путь вдоль берега Дона, чтобы попасть из Аксая чуть ли не на Западный. Там будут появляться станции и формировать вокруг себя точки ожидания, а вместе с тем новые функциональные зоны.
Архитекторы взяли как пример Гамбург и представили двухуровневую пешеходную зону, где на первом уровне, в закрытой зоне, будет комфортно гулять в холодное время года, а на втором — в теплое.
— Благодаря такой конструкции мы можем организовать и парковочные места, — говорит архитектор. — Эти парковки будут интегрированы в набережную, спрятаны, их никто не будет видеть.
Другая важная задача — создать набережную, которая не будет разрезана дорогой.
— Мы сохраняем логику квартальной застройки и проектируем набережную так, чтобы дорога не отделяла от прогулочной зоны весь функционал, находящийся в корневой структуре квартала. Сейчас даже к ресторанам сложно подобраться, нужно миновать парковку и как-то перебежать через дорогу, — поясняет Дойницын. — Получается, что набережная сама по себе, а бизнес — сам по себе.
Парк «Воздушная деревня». О спорте
По задумке архитекторов, рядом с парковкой появится спортивный парк, который будет интегрирован в рельеф. Это должна быть зона активного отдыха с веревочным парком, скалодромом и скейт-парком напротив.
— Где, кроме как вдоль воды, стоит использовать энергетику молодежи? На нашей нынешней набережной этого не хватает. Сейчас там скучная прогулочная зона с ресторанами и несколько детских игровых зон. А для подростков ничего нет, — поясняет архитектор. — Я говорю об активной молодежи, которая вынуждена оккупировать пандусы у Публичной библиотеки, чтобы кататься.
IT-технопарк Kollider. Об образовании
— Мы долго думали, что можно организовать на территории рядом с центральной котельной. Подумали, что нашей набережной не хватает молодежи, и решили, что там должны быть учебные корпуса и общежития для студентов, — говорит Дойницын. — Зона должна работать 24/7, также здесь должны быть съемные апартаменты для преподавателей среднего и высшего состава.
Авторы назвали зону Kollider — в честь ускорителя частиц, который она напоминает формой. По задумке авторов, там появятся лаборатории. Рядом — парковая часть, которая приютит магазины, барбершопы и кафе. Дойницын считает, что эта зона привлечет и молодых людей, и инвесторов.
Спа-центр. Об отдыхе
Еще одна часть концепции — островной спа-центр. Архитектор предлагает проложить канал шириной в 30 метров, создав таким образом искусственный остров напротив центральной котельной. На этом участке набережная закругляется — уже сейчас там много зелени, говорит архитектор. К существующим деревьям, по проекту, добавят новые насаждения.
— Я предлагаю сделать спа-центр в форме рыболовецких сетей. Казаки в свое время их так ремонтировали, — объясняет архитектор. — В этой зоне могли бы быть грязелечебницы, косметические процедуры и прочее — это опять же о туристической привлекательности: как мог бы измениться город, чтобы быть интересным не только для жителей, но и для гостей. Например, Краснодар как будто приглашает — «Приезжайте в парк Галицкого», а нам некуда звать людей.
Также архитектор отмечает и предполагаемый коммерческий успех проекта. По его мнению, деньги должны приносить не только рестораны и кафе.
Апартаменты и экспоцентр. О развитии
Следующей точкой станет экспоцентр. Здесь архитектор приводит в пример выставочный центр в Гуанчжоу, на берегу реки Чжуцзян. По мнению Дойницына, это образец того, как нужно привлекать людей на набережную.
— На том месте, где в проекте мы решили поставить экспоцентр, сейчас находится ростовский порт. Там огромная зона, где есть проезды, то есть для выставок и мероприятий не возникло бы сложностей. Этот центр мы увидели как зеленые волны. А на волнах-крышах — стеклянные конструкции, похожие на паруса, они плывут по ветру. Нас это вдохновило.
Дойницын говорит, что высокий правый берег всегда был почти что полностью в зелени, даже крыши были зелеными. По его словам, для города важно это сохранить.
Рядом, на второй линии, могли бы разместиться бизнес-центры и гостиницы.
— У нас уже есть бизнес-центр «Пять морей», только в нашем проекте я поставил эти строения правильно, по солнцу, — поясняет Дойницын. — Если бы это здание поставили в соответствии с моей идеей, им не нужно было бы заклеивать окна фольгой, — рассказывает архитектор. — В том варианте, который предлагаем мы, эти строения продуваются ветром, солнце правильно их обходит, поэтому фасад не перегревается. То есть я показываю, что если такая архитектура и возможна в нашем городе, то с ней нужно поступать правильно.
Парк развлечений и колесо обозрения
Завершающая локация набережной — большой парк развлечений на воде, попасть в который можно будет по высокому мосту — конструкция, по задумке авторов, должна быть закольцованной. Этот путь свяжет правый берег и Зеленый остров.
— На этом месте сейчас находится понтонный мост. Здесь глубокий фарватер, и мы хотим предложить сделать в этой зоне плавучую деревянную набережную на сваях, у которой будут швартоваться корабли. Сейчас суда всю зиму стоят у основной части набережной, закрывая вид на Дон, — говорит Дойницын. — Корабли не должны стоять вдоль основного берега.
На кольцевой структуре — по сути, на мосту между набережной и зеленым островом — парк развлечений с большим колесом обозрения, с которого можно было бы увидеть Дон в длину.
— Расположенное таким образом колесо обозрения будет привлекательнее для туристов. А их приток позволит городу развиваться и облагородить Зеленый остров. Там ведь может быть совсем другая зона отдыха и культуры. И я постоянно повторяю — парк, но речь идет не просто о парке, где высадили деревья, а об активной и живой структуре.
Жители расположенного рядом микрорайона Красный Аксай — это потенциальные посетители парка. Дойницын обращает внимание, что этим людям будут нужны и кафе, и другие бизнес-проекты на территории.
С 2019 года проект Дойницына получил две премии:
бронзовый диплом международного конкурса Eurasian Prize;
золотой диплом международного конкурса «Золотой Трезини».
По словам архитектора, в социальных сетях многие писали, что концепцию невозможно реализовать. Но разработчики предлагают мыслить глобально.
— Мы рассматривали проект как группу колец — кольцо на воде, кольцо в воздухе, кольцо в зелени, коллайдер… Мы используем скрытые символьные элементы. Это образность. На тот каркас, который мы разработали, могут быть положены и другие концепции. Мы хотим, чтобы нас услышали и увидели, что можно было бы сделать с набережной. Пусть на эту тему выскажутся специалисты, пусть будут другие варианты. Но давайте смотреть шире — на 50, на 100 лет вперед, — подытожил Дойницын.