Ростовские гостиницы пережили масштабные проверки соблюдения прав маломобильных посетителей. У заведений требуют паспорт объекта социальной инфраструктуры (ОСИ), подтверждающий доступность гостиниц для инвалидов. По данным источника редакции в правоохранительных органах, проверки инициировала правозащитная общественная организация «Фемида». 161.RU рассказывает о ее связи с компанией «Жизнь без границ», бизнес которой держится на выдаче паспортов ОСИ. За большие деньги.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза заявил:
— Никакой инвалид не пострадал, а организация написала заявление в контролирующие органы с требованием о проверке. Суть в том, что сейчас гостиницы должны делать так называемые паспорта доступности. Всё в принципе правильно, но <...> есть одна организация — «Фемида», защищает права инвалидов, а вторая делает паспорта доступности, — написал Дереза в Facebook.
По данным сервиса Kartoteka.ru, обе организации — «Фемида» и «Жизнь без границ» — зарегистрированы по одному адресу — в жилом доме на улице Вятской, 45, в квартире № 39. Руководителем «Фемиды» значится Леонид Прокопьев, который когда-то был директором «Жизни без границ». Теперь ей руководит Ольга Мицих. В своем профиле в «Одноклассниках» Мицих указала вторую фамилию — Прокопьева, а некий Леонид Прокопьев — один из ее друзей.
На визуализации видно, что Прокопьев ранее возглавлял «Жизнь без границ», сейчас он председательствует в ПРООИ ОРООО ВОИ и «Фемиде». Сейчас «Жизнь» возглавляет Ольга Мицих. Ее компания участвовала в госзакупках по паспортизации объектов социальной инфраструктуры.
А под аббревиатурой ПРООИ ОРООО ВОИ скрывается Первомайская районная общественная организация инвалидов — отделение Ростовской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов.
Каждый паспорт ОСИ стоит от 40 до 400 тысяч рублей, говорит президент Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Ростовской области Елена Папиж. Сумма значительная, особенно с учетом того, как тяжело приходится отельерам из-за пандемии.
— Есть строительные нормы для зданий и сооружений — общие. Но их отель либо выполнил, либо нет. И паспорт не поможет объекту стать доступным. Хостел на третьем этаже, без лифта — есть у него паспорт или нет, не может стать доступным для инвалидов. Паспорт не помогает в этом случае, — отмечает Папиж.
С точки зрения норм в техническом паспорте каждого объекта, построенного после 2012 года, есть раздел о доступности для маломобильных групп, говорит Папиж. Комиссия, которая принимает здание, не дает открыться объекту без выполнения этих норм — к ним относятся, например, пандус и санузел на первом этаже. Требование специально оснащенных номеров для инвалидов раскрыто только в классификации отелей — и оно выдвигается только для категории «пять звезд».
Президент Ассоциации утверждает, что с точки зрения конвенции ООН по доступной среде наличие спроса определяет необходимость создания номеров для маломобильных групп. Отельеры проводили опрос, чтобы изучить потребность, и выяснили — одного номера достаточно, чтобы обеспечить потребность рынка сейчас. При этом в Ростове есть куда больший ресурс для приема инвалидов: оснащены отели «Дон Кихот», Mecrure, «ДонПлаза», «Премьер», санаторий «Надежда». Но требования по наличию паспорта ОСИ выдвигают всей гостиничной индустрии города.
Сейчас проверки прошли в четырех отелях Кировского района. Ассоциация готовит временные ответы в прокуратуру от лица отелей, чтобы те могли избежать штрафов. Также готовится обращение в Ростуризм и вышестоящие структуры за разъяснением ситуации.
— Мы не против инвалидов. Мы за. Мы выступили с инициативой, хотим стать пятым городом в России, который сможет принимать целые группы маломобильных туристов. Но нам нужны социальная инфраструктура и транспорт. Средства размещения — готовы. Что показать нам — тоже есть, — уверена Папиж.
Корреспондент 161.RU не смог связаться с представителями «Фемиды» и «Жизни без границ».