Главный редактор и директор батайского информагентства «Вперёд» Елена Пивоварова уволена одним днем после 23 лет работы в издании. Уведомление о прекращении договора доставили в редакцию и вынудили подписать вечером 12 ноября. Какие публикации могли стать причиной увольнения и при чем здесь экс-замгубернатора Василий Рудой, выяснил 161.RU.
Что говорит Елена
Елена Пивоварова стала главным редактором старейшего издания Батайска в декабре 2005 года. «Обычный» рабочий день 12 ноября она теперь будет вспоминать долго.
— В тот день всё было как обычно. На работу я, как правило, приходила к 7 утра. В 15:55 ко мне зашли трое — юрист от администрации города и два представителя комитета. Их отправили сообщить, что со мной прекращен трудовой контракт по решению комитета по управлению имуществом. Причину указать не смогли, они только должны были меня рассчитать — сказали, мол, «мы люди маленькие, мы поручение выполняем».
Приказ об увольнении явно составляли впопыхах: у него тот же номер, что и у приказа о моем назначении (Смеется.). Хотели, чтобы я сразу встала и ушла. Но на месте не было главного бухгалтера. Нужно было составить акт передачи, а я еще не знала имя своего преемника, поэтому передала всё комитету. В 18:00 мы этот акт подписали.
— Как коллектив отреагировал на такие перемены?
— У них был шок. В голове не укладывалось. Зашла кассир, сказала мне: «Елена Леонидовна, улыбайтесь — вас снимает скрытая камера!» Только и оставалось думать, что кто-то сейчас ворвется в комнату и скажет, что это было шоу.
— Чье решение в итоге стоило вам должности?
— У нас триумвират соучредителей: коллектив издания, администрация Батайска и правительство Ростовской области. Просто так учредитель не может уволить главного редактора. Нужно согласование с правительством. Я узнала, что мою отставку в последние дни своей работы согласовал уходящий Рудой (бывший замгубернатора Василий Рудой, официально покинул пост 11 ноября после отпуска. — Прим. ред.). Сделал такой «подарок другу». Хотя раньше учредитель — горадминистрация — обращался к бывшему директору департамента печати Надежде Бабич, и к начальнику управления информационной политики Сергею Тюрину: они всегда отказывали в этом удовольствии властям Батайска и советовали самим работать лучше.
— Почему вас решили уволить?
— Зачем лично Рудой это сделал, я сказать не могу, мы ни разу близко не общались — только здоровались. А вот почему администрация выходила с этим ходатайством, я вполне отдаю себе отчет. Открытого конфликта в последние месяцы не было, зато было вялотекущее недовольство тем, что мы обращали внимание на недостатки в городе.
Администрация жаловалась на меня в управление информационной политики правительства Ростовской области. Последняя жалоба была на материал о том, что Батайск вышел на третье место в регионе по числу заразившихся коронавирусом. Но это же констатация факта! А мне сказали, что я не люблю город.
Нам любят рассказывать о цензуре в СССР, а ведь в советские времена ни партия, ни местный исполком не могли даже приблизиться к главному редактору. Его увольнение могли утвердить только в областном парткоме. В 90-е годы придумывались новые формы собственности. Старые редакции сделали муниципальными, и получилось, что мы стали зависимы от тех, чью работу мы критикуем. Маразм? Да, но так сложилось.
— Не поверю, что новость про коронавирус стала единственной «проблемной».
— Конечно, нет. В основном это были материалы про всякого рода недоработки. Много у нас этого: то мусор не убрали, то дорогу не заасфальтировали, субсидию не выдали. Естественно, прямо мне никто не говорил: «Не пишите». Мне звонили и рассказывали, что решили проблему с платным входом на пляж на Солёном озере. Я отправляю журналиста проверить, и он узнал, что бесплатным остался только маленький замусоренный клочок земли. Мы и написали, что у нас есть равные, а есть еще равнее.
Я же давно работаю, критическая масса набиралась долго. С появлением соцсетей у нас появился пул активных читателей, и газета стала заниматься социальными проблемами. Никакой власти это не понравится. Мы старались быть журналистами в полной мере: давать ситуацию объективно, без популизма и без чинопочитания.
Весь мой грех в том, что мы газету и старались честно работать на благо города.
— Никто в редакции вслед за вами не уволился в знак протеста?
— Судить я их не буду, если они не уйдут. Сейчас такое время: у всех кредиты, им сложно. С другой стороны, не уволятся — их уволят. Как мне рассказали, новый руководитель считает, что всё в избытке: штат, зарплаты…
Что говорят власти
Учредитель ООО «БИА «Вперёд» — комитет по управлению имуществом Батайска. В пресс-службе администрации города о причине увольнения Пивоваровой умолчали, но сослались на пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса, который включает основания для прекращения работы по решению учредителя.
В области организовали сбор подписей с требованием остановить политический произвол против единственного печатного издания Батайска. Читатели требуют вернуть на должность Елену Пивоварову.
— Она всегда противостояла проявлениям коррупции и кумовства в нашем городе, в отличие от чиновников из области, которые умудрились за три года «правления» превратить Батайск в одну большую свалку с болотными островами! — говорится в петиции.
Увольнение Пивоваровой возмутило региональный Союз журналистов. В открытом письме губернатору Ростовской области председатель ростовского отделения СЖР Вера Южанская отметила, что бывший главред несколько раз выигрывала конкурсы профессионального мастерства. Газету «Вперёд» лично Голубев называл «самой содержательной в области».
На замену Пивоваровой новым директором и главным редактором информационного агентства «Вперёд» назначили Ларису Белоконь. Она работала в издании «Аргументы и факты». Ее страница есть на сайте «АиФ», но информации об авторе там нет.
Начальник управления информационной политики Ростовской области Сергей Тюрин подтвердил 161.RU, что письмо с просьбой о согласовании назначения нового директора-редактора ИА «Вперёд» поступило Василию Рудому. Но Тюрин отметил, что ранее не получал от администрации Батайска запросы на смену руководства издания.