Пандемия коронавируса не помешала начать учебный год с 1 сентября: в Ростове открылись все 105 школ. Для борьбы с распространением инфекции уроки сделали короче, в школах ввели регулярные проверки температуры, за каждым классом закрепили кабинет, детям запретили выходить на перемены. 161.RU поговорил с ростовскими педагогами, чтобы узнать, каково работать в новых условиях.
Ольга Молчанова, лицей № 11
В марте 2019 года в ЖК «Красный Аксай» открылся новый корпус лицея № 11, рассчитанный на 1100 учеников. Учительница начальных классов Ольга Молчанова работает там первый год. До этого преподавала в лицее № 20, который снесли летом.
— Нам очень повезло. Школа очень большая, поэтому развести потоки детей довольно просто: открыто три входа. У дверей стоят дежурные учителя — проверяют температуру. В здании есть отдельная большая раздевалка, поэтому, даже переодеваясь, дети не толпятся. В сравнении с теми школами, в которых я работала, это просто рай. Рассказываю, а у меня аж мурашки по коже.
По словам Молчановой, учебный процесс почти не изменился. Даже то, что уроки урезали, не имеет значения, потому что занятия первоклассников и так длились по 35 минут.
— Уроки проходят с небольшими физкультурными паузами. График питания и обучения составили четко. Наша столовая, к примеру, на 700 мест — столы накрывают через ряд и каждый класс обслуживают 3–4 взрослых человека, поэтому всё проходит быстро. Я и правда не ощущаю пандемию, — говорит учительница.
Василий Рецов, аксайская школа № 1
Рецов — учитель русского языка и литературы. Педагог работает с двумя седьмыми классами, десятым и двумя девятыми, в одном из которых он классный руководитель. До пандемии вся школа, кроме двух начальных классов, работала в одну смену. Теперь — две у всех. По словам учителя, учебный процесс усложнился.
— Самое главное отличие учебы в коронавирус в том, что возросла нагрузка на учителей. Во многих школах ввели две смены. Детей с каждым годом всё больше, кабинетов и учителей не хватает, поэтому многие школы переходят на две смены, и приходится бегать по кабинетам, — говорит Рецов. — Для детей ничего не изменилось, я думаю. Даже тот факт, что они всё время сидят в одном кабинете, их не смущает.
В школе четыре входа — для каждого класса разработали специальный маршрут передвижения между кабинетами. Но, по словам педагога, правила работают лишь до первой перемены. Потом учителям приходится дежурить в коридорах.
— На переменах дети выбегают [из классов], общаются, поэтому полностью обеспечить, чтоб они не пересекались, невозможно. В нашей школе расписание перемен не меняли, только сократили уроки на пять минут. Даже с этим условием вторая смена уходит поздно — седьмой урок заканчивается в 19:15, шестой — в 18:25, — отметил Рецов. — Мне не повезло: два моих класса учатся вечером. Часто нужно приходить к 8:00 (за каждым классом закрепили кабинет), а заканчивать после 19:00.
Дети, считает учитель, почти не боятся коронавируса, хотя некоторые и приходят на занятия в масках.
Любовь Кравцова, школа № 75 в Суворовском
Кравцова — классный руководитель у 36 третьеклашек. Дети учатся во вторую смену, поэтому начинают в 12:25. Учительница называет «максимально строгим» расписание осени 2020 года.
— Четко в назначенное время мы заводим деток в школу — они переобуваются, им измеряют температуру. У нас большая школа — много входов и выходов — массового скопления нет, — говорит учительница. — Дети сидят в том кабинете, который за ними закреплен, они выходят только на физкультуру. Пока тепло, занятия проводят на свежем воздухе. У каждого класса своё расписание и уроков, и перемен. По возможности дети находятся в классе. Самостоятельное передвижение детей по школе запрещено.
Чтобы развести потоки, занятия в школе № 75 начинаются в разное время у разных классов. Часть детей приходит и сразу направляется в столовую, а у другого класса в этот момент начинается урок.
— Когда дети выходят из кабинетов, включаем бактерицидные лампы, специалисты моют полы и мебель. В туалет дети ходят без сопровождения: подсчитали, сколько времени необходимо, и просим не выходить за эти рамки. В третьем классе детки уже понимают, что нужно максимально быстро передвигаться по школе, — рассказала Кравцова.
По мнению учительницы, «ничего, в сущности, не изменилось, а расписание не проблема». Она рада, что теперь может снова «видеть детей и тетради». Все трое опрошенных 161.RU учителей единогласно заявили, что, какими бы ни были новые правила, учиться очно гораздо лучше, чем на дистанционке.