
В начале XX века Ростов стал городом, где крутились огромные деньги. При этом далеко не все местные купцы имели сколь-либо серьезное образование в художественной сфере. Они хотели, чтобы на их зданиях было как можно больше лепнины. Именно из-за этого в городе так много зданий, построенных в стиле эклектики. Но вскоре Ростов охватила другая мода. Вместо пышных и обильно украшенных домов стали появляться здания в новом стиле. Назывался он модерн.
В Ростове сегодня можно найти почти все варианты модерна — от интернационального до позднего. Проектировали архитекторы и с оглядкой на конкретные направления других стран, например на венский сецессион.
1. Волжско-Камский коммерческий банк
Адрес: ул. Большая Садовая, 55

В начале XX века Волжско-Камский коммерческий банк стал одним из крупнейших банков Российской империи. Его отделения открывались по всей стране. Ростовское появилось в 1892 году и стало 19-м по счету. Очень быстро банку стало не хватать помещений, арендуемых в разных доходных домах.
Новое здание банка проектировал харьковский архитектор Алексей Бекетов. Оно появилось на углу Большой Садовой и Казанского (ныне — Газетного). При оформлении фасадов зодчий вдохновлялся венским сецессионом — одним из направлений нового стиля, которое появилось в столице Австрии в конце XIX века.
При взгляде на внешний вид дома хорошо заметна еще одна особенность модерна. Зодчие этого направления архитектуры стремились не только придать красивый облик зданию, но и сделать его удобным и функциональным. Тем же занимался и Бекетов. Сначала он создал внутреннюю планировку здания банка, а к ней уже привязал оформление фасадов. Так, за огромными окнами на втором и третьем этаже по Большой Садовой находился просторный операционный зал. На углу — комната управляющего банком. А вдоль фасада по Газетному шли кабинеты служащих, подсобные и технические помещения.
2. Старообрядческий собор, дом причта и богадельня
Адрес: ул. Ульяновская, 37, 39

Старообрядцы жили в Ростове еще до того, как он стал городом. Первые упоминания об их часовнях датированы 1782 годом. В конце XIX века многие ростовские купцы (те же Парамоновы и Максимовы) были старообрядцами. Большая часть староверов проживала в Ростове ниже Центрального рынка. Именно здесь перед Первой Мировой войной появился комплекс зданий, которые принадлежали общине.
Началось все с 1905 года, когда Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Он снимал со староверов множество ограничений. По всей стране активно началось строительство старообрядческих храмов. Часто они возводились в неорусском стиле — направлении модерна, которое творчески перерабатывало архитектуру Древней Руси.

К началу XX века у ростовской общины уже был свой храм. Он находился на улице Канкринской (ныне Ульяновской). Один из купцов, Николай Панин, решил сделать в городе старообрядческий духовный центр. В 1910 году на его деньги появился дом причта. Строился он по проекту ростовского архитектора Гулина и предназначался для проживания священнослужителей.
А рядом с ним появился собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Его освятили в 1913 году. Автором проекта стал московский зодчий Владимир Покровский. Храм также строился на деньги Николая Панина. Благодаря купцу в те же годы появилось и огромное здание богадельни — места для проживания людей, которые не могли ухаживать за собой или работать. Богадельню выстроили в том же квартале, что дом причта и собор, но на его северной стороне.
3. Доходный дом Яблокова
Адрес: ул. Большая Садовая, 64

По официальной версии, доходный дом купца Яблокова появился на Большой Садовой в 1898 году. В 1906 году здесь открылся один из первых в Ростове электробиографов (так тогда называли кинотеатры). Владел им Рихард Штремер.
Архитектор Гулин спроектировал здание в стиле одного из первых направлений модерна — интернационального. Тогда зодчие уже не хотели копировать стили прошлого. Но они не знали, что придумать им на замену. Поэтому на главном фасаде здания очень много лепнины и декора. Но не такого, как делали в эпоху эклектики. Над окнами второго этажа видны барельефы на тему торговли. Немного выше — маскароны (головы) Гермеса, бога торговли и путешествий. Между ними расположены его жезлы — кадуцеи. В советское время в этом здании был кинотеатр «Комсомолец».
4. Доходный дом Леванидова
Адрес: ул. Шаумяна, 13

На момент постройки доходный дом Александра Леванидова стал одним из самых высоких в Ростове. С его последних этажей открывался вид на Дон и бескрайние степи. Сейчас увидеть эти просторы нельзя — их перекрывает современное многоэтажное здание.
Первый владелец здания — племянник городского головы и владельца кирпичного завода Ильи Леванидова. Появился дом в 1911 году. Он объединен общим двором с другими зданиями на соседних участках, которые когда-то принадлежали этому купцу.
Фасады здания никогда не красились. Неизвестный архитектор спроектировал их в стиле позднего модерна — с небольшим количеством декора, который практически полностью сделан из кирпича. Штукатуркой отделан только первый этаж.
5. Доходный дом Дерткезовых
Адрес: ул. Шаумяна, 110

Поздний модерн — направление, главным принципом которого стала функциональность. Для доходных домов это было удобство проживания. Лепнина и декор на фасаде уже не играли важной роли, как в эклектике, подчиняясь общему образу здания.
В направлении позднего модерна построен и доходный дом братьев Дерткезовых. Он появился в 1916 году и стал одним из немногих зданий, которые в Ростове возводили во время Первой Мировой войны. Тогда архитектурный бум практически сошел на нет. Но то, что появлялось, строили с размахом.
Принадлежал дом Илье и Георгию Дерткезовым. В начале XX века они занимались торговлей зерном и имели собственную контору по его продаже. Пятиэтажный дом предназначался для сдачи квартир в аренду. Оборудованы квартиры были по последнему слову техники — с батареями водяного отопления, канализацией и водопроводом.
6. Доходный дом Гоца
Адрес: ул. Большая Садовая, 23

Доходный дом Гоца появился на Большой Садовой в 1909 году. Принадлежал он Ионашу Рувимовичу, владельцу ростовской фабрики по производству столов для бильярда. Фабрика располагалась здесь же, в одном из корпусов здания во дворе.
Помимо самой фабрики, в доме находилось еще несколько контор и магазинов. Торговали нефтью и углем. Арендовал помещения московский торговый дом Феттер и Гинкель, который занимался в Ростове электрическим освещением.
Главный фасад здания по своему внешнему виду напоминает доходный дом Яблокова. Здесь есть большие окна и маскароны Гермеса. Только вместо сценок из торговой жизни между вторым и третьим этажом расположены гаргульи.
7. Особняк Чепрастова
Адрес: ул. 1-я Майская, 32

Особняк на пересечении 10-й линии и 1-й Майской в 1912 году принадлежал Илье Чепрастову, брату владельца кирпичного завода в Нахичевани.
Фасады особняка облицованы кабанчиком, так называли керамическую глазурованную плитку. Она стала одной из характерных особенностей модерна в Российской империи. Использовали ее по двум причинам — красота и рациональность. Такая плитка долгое время сохраняет свой внешний вид, при этом выглядит необычно и выделяет здание среди других. А пыль и грязь с нее смывает дождь.
8. Гостиница «Петроград»
Адрес: Газетный, 34

По официальной версии, это здание появилось в 1912 году. Тогда оно принадлежало Степану Срабионову, и здесь размещалась гостиница «Петроград». Но в справочниках той эпохи ее не найти. Одно из первых упоминаний относится к концу 1914 года. Тогда здесь находились образцовые комнаты.
Дом Срабионова — еще один яркий образец позднего модерна. На фасадах здания практически нет лепнины и декора. При этом внутренняя начинка дома для своего времени была передовой: отдельные номера телефонов для каждого этажа, ресторан, лифт, центральное отопление и электрическое освещение.
В результате двух реконструкций от здания остались только внешние стены. Эркеры, которые находились на углах здания, не восстановили.
9. Дом со стрекозой
Адрес: ул. Шаумяна, 82

Доходный дом Степана Шатова появился в Ростове в 1905 году. Больше он известен как дом со стрекозой — из-за ковки на ограждении балкона третьего этажа. Фасады здания строги и лаконичны. Они выполнены в стиле рационального модерна.
Архитекторы этого направления красоту видели в строгости и целесообразности. В удобстве жилья, фактуре и материалах фасада.
Декора на доме со стрекозой практически нет. Неизвестный архитектор применил пустошовку — вид кирпичной кладки, при которой вертикальные и горизонтальные швы частично остаются пустыми, без раствора. В результате дом Шатова резко выделяется на фоне других зданий, которые стоят вокруг.
10. Доходный дом Келле-Шагинова
Адрес: ул. Станиславского, 100

Доходный дом Александра Келле-Шагинова появился в 1914 году. Автор проекта — ростовский архитектор Поздняков. При разработке фасада Поздняков вдохновлялся северным модерном. Это направление пользовалось огромной популярностью в Санкт-Петербурге, куда пришло из стран Северной Европы. Ближе к Первой мировой войне северный модерн постепенно распространился и по другим городам Российской империи. В Ростове в этом стиле построено всего два здания. Одно из них — доходный дом Келле-Шагинова. Второе находится в Нахичевани.