Мошенники всегда были хитры и изобретательны. Они отличные психологи, а некоторые владеют гипнозом. Они звонят по телефону, стучат в двери и заводят разговор на улице. Иногда их жертвой становятся случайные люди, но нередко они выбирают свою жертву заранее. Очень часто ими становятся пожилые люди, которых бывает легко обмануть в силу возраста.
161.RU пообщался с людьми, которые в разные годы становились жертвами мошенников. Причем некоторые из них — многократно.
«Мои заботливые девочки»
Ростовчанка Антонина рассказала, что ее дедушка трижды попадался на удочку одних и тех же мошенниц. Они настолько втерлись ему в доверие, что пожилой мужчина не мог поверить, что его снова обманывают — ведь это его добрые знакомые.
— Моего дедушку обманули три раза одни и те же люди. Дед Володя жил один, хотя его сын, мой дядя, неоднократно пытался забрать его к себе. Но дедушка был непреклонен. Дядя, конечно, навещал его и ежедневно звонил, но он не мог находиться рядом ежеминутно. При этом дед Володя любил общаться с людьми, был доверчивым и мог пригласить на чай практически первого встречного.
Однажды к нему пришли две женщины — они представились сотрудниками поликлиники, показали деду какие-то брошюрки и предложили купить таблетки от давления. Он и согласился. В итоге под видом лекарств «от всего» они продали дедушке за 70 тысяч рублей пищевые добавки. Но это уже потом выяснилось.
Но это еще не все. Через время эти две женщины пришли снова! В этот раз они сказали, что работают в больнице для военных. Мой дед Вова как раз бывший военный, видимо, они об этом знали. Тетки опять стали предлагать деду чудо-лекарства — но уже якобы не те, а в других коробочках и более эффективные. И, конечно, более дорогие! В этот раз они выманили у деда уже 130 тысяч рублей. Да, в упаковках опять были витаминки.
Эти женщины стали ходить к нему как к себе домой, пили чай, общались с дедом Вовой. Он называл их «мои заботливые девочки». Тем временем «девочки» задавали деду всякие вопросы, которые их вообще не касаются. Например, с кем живете, где родственники, на кого оформлена квартира, где хранятся документы на нее… И дед Володя честно отвечал. Уже потом он признался в этом сыну.
Затем эти дамы по той же схеме с лекарствами выманили у дедушки еще 70 тысяч. Сын и его сестра (моя бабушка) уже просто устали с ним ругаться — после каждого случая он божился, что всё! Никогда в жизни! И так три раза. Вся эта эпопея длилась около двух лет.
В один из зимних вечеров 2019 года он пропал, и мы сразу подали заявление в полицию. Наутро его нашли мертвым в десятках километрах от дома, на пустыре. Соседи потом рассказали, что за несколько часов до исчезновения к дедушке приходила одна из тех женщин. Они сильно поругались, кричали друг на друга, но из-за чего — соседи так и не поняли. Моя семья до сих пор не знает, как он оказался так далеко и что случилось на самом деле. Официальная причина смерти — сердечный приступ.
Картина, доллары и мёд
Евгении Никандровне из Ростова-на-Дону 83 года. Она тоже три раза оказалась жертвой мошенников — но в ее случае это были разные люди и совершенно разные схемы.
Первая история произошла в феврале 2014 года. К Евгении Никандровне во дворе подошел мужчина и попросил оставить у нее дома на хранение картину и доллары. Но взамен долларов мужчина попросил рубли примерно на ту же сумму. «Сколько у вас денег на книжке?», спросил он. Когда услышал от Евгении Никандровны, что там 200 тысяч рублей, мужчина передал ей якобы на хранение пачку долларов и картину с зимним пейзажем. Пенсионерка оставила их в своей квартире и поехала с этим мужчиной в банк, где она сняла с книжки все сбережения и передала мужчине.
— Он сказал, что вернется за долларами, — рассказала Евгения Никандровна. — До сих пор едет. Доллары, кстати, оказались фальшивыми — такие продаются для розыгрышей. Потом приходила полиция, снимала отпечатки с картины, но так никого и не нашли.
Вторая история оказалась долгоиграющей — она длится до сих пор. В 2016 году Евгения Никандровна услышала по радио о чудо-лекарстве за 28 тысяч рублей. Она его заказала — ей привезли из Москвы четыре пузырька. Пенсионерка стала принимать препарат — ей стало хуже. Тогда она позвонила в компанию, где брала это лекарство, и попросила забрать его и вернуть деньги. Компания пошла навстречу и вернула Евгении Никандровне часть суммы за вычетом стоимости использованного пузырька. Но история не закончилась. В июне 2018 года пенсионерке позвонила из Москвы женщина, представившийся старшим финансовым инспектором. Она сказала, что накрыли фирму, которая продавала те лекарства. А люди, которые их покупали, могут получить компенсацию в размере 450 тысяч рублей. Для этого нужно было сделать перевод 40 тысяч, бабушка перевела. Зачем нужен был перевод, толком не пояснили.
— Затем началась вереница звонков — каждый раз звонили разные люди. После того как я перевела эти 40 тысяч, позвонила второй финансовый инспектор и сказала, что на 450 тысяч уже нет компенсации, зато есть на миллион. А для этого надо перевести еще денег. И я перевела еще 106 тысяч.
Тогда в эту ситуацию включилась дочь пенсионерки Варвара. Она перезвонила по последнему номеру, оставленному инспектором, и спросила: «Что это за развод старух?»
— Меня этот якобы инспектор заверил — ой, все будет! Далее, в октябре 2018 года, моей матери перезвонил уже третий финансовый инспектор. Он сказал, что вышлет миллион, но бабушка должна дать сдачу сто тысяч. В декабре опять звонили, уже четвертый человек, уговаривала выслать деньги, а она вышлет компенсацию. Бабушка опять поверила и переслала еще 10 тысяч. Мы подали заявление в полицию, там, конечно, сказали, что это все развод. Мы обе были в предынфарктном состоянии. Но вот позвонили пятый раз — пришлите, говорят, еще денег. Я сразу же набрала следователя, объяснила ситуацию и дала ей телефон, с которого нам звонили. Следователь набрала этого человека, не знаю, что она ему сказала, но он нам перезвонил и стал угрожать — какое право имели дать мой телефон какому-то следователю, я вас посажу! Ждем, говорю.
В итоге мошенников не нашли, пересланные пенсионеркой почти 160 тысяч рублей ей никто не вернул, как и обещанную компенсацию.
— Третья история у нас про мед, — рассказала Варвара. — Забегая вперед, скажу, что когда я спросила маму «Что же ты сделала?», она сказала, что не знает. Это было еще в 2016 году. На улице какая-то женщина предлагала мед. Бабушка завела ее в квартиру, якобы той нужна была пустая тара под мед. Потом достала кошелек и пошла за банками.
Пока Евгения Никандровна искала банки, из кошелька пропали деньги, около 30 тысяч рублей.
— Я их ищу и думаю: «Она сейчас заберет мои деньги». А сама просто не могу уйти от этих баллонов! — вспоминает пенсионерка. — Меда в баллонах, кстати, и близко не было — только патока.
«Здравствуйте, это косметологический центр»
У 57-летней ростовчанки Елены несколько месяцев назад закончился суд из-за кредита на моющий чудо-пылесос. К ней домой пришел молодой человек, чтобы продемонстрировать возможности техники — и Елена сама не поняла, как подписала документы, и на ее плечи лег кредит более сотни тысяч рублей. Она быстро опомнилась и осознала, во что ввязалась. Затем Елена наняла адвоката и обратилась в суд, чтобы расторгнуть договор, — и выиграла его. Женщина тогда отделалась тратами на юриста и тонной нервных клеток.
Спустя пару месяцев после суда Елене позвонили из некоего косметологического центра и пригласили на бесплатную процедуру. Сказали, чтобы захватила паспорт. Дальше все происходило по известному шаблону: когда Елена пришла, сотрудница центра нанесла ей на половину лица какой-то крем, приговаривая, какой он волшебный и как он омолаживает.
— Пока я лежала с этим кремом на лице, сотрудница сидела и рассказывала, что мне надо обязательно купить это чудо-средство, всего-то 20 тысяч рублей. И я согласилась! Не знаю как. Тут же при ней я стала заполнять какой-то бланк, и когда мне оставалось лишь поставить свою подпись, я словно проснулась. Сказала, что мне ничего не надо и подписывать ничего не буду. И тут у меня началась истерика. Сижу, плачу — ведь у меня только что был суд, и я опять влажу в то же самое! Когда я вышла оттуда, у меня голова была словно в тумане. Состояние такое, будто из меня что-то забрали, ноги еле волокла. Оказалось, что в этом центре я провела пять часов — зашла в 10 утра, вышла в три часа дня. Но я не помню, как прошло это время. Я зашла в блинную, села и не могу встать. Приходила в себя потом очень долго. Но хотя бы осталась при своих деньгах.