Центр Ростова — настоящий музей под открытым небом. Здесь сохранилось очень много старых зданий. На первый взгляд различия между этими домами огромны. На одном есть башенка, у другого — круглое окно, третий удивляет скульптурами и обилием декора. А четвертый и вовсе сложен из кирпича и не оштукатурен.
При этом все это многообразие сводится к нескольким архитектурным стилям, каждый из которых появлялся по разным причинам — не только потому, что людям хотелось чего-то красивого. На фасадах зданий отразился и уровень жизни общества, и те мысли и идеи, которых тогда придерживалось большинство человек. Сегодня 161.RU изучает эклектику — стиль, который сформировал облик Ростова.
Архитектура выбора
Существуют идеи, которые кажутся очевидными сейчас. А вот сто лет назад они стали настоящим открытием для людей. Например, мысль о том, что все стили архитектуры прошлого важны и интересны. Именно это и произошло в середине XIX века.
Тогда появилось новое направление архитектуры — эклектика. В то время зодчие либо полностью копировали какой-то конкретный стиль прошлого, либо смешивали все и сразу.
Эклектика возникла не только из-за резко выросшего интереса к истории. В начале XIX века по всей стране строили дома в стиле классицизма — они возводились по типовым проектам с минимумом лепнины. За пару десятков лет это приелось.
В первой половине XIX века стало появляться больше купцов с деньгами. Они хотели, чтобы их здания выглядели красиво. И свои глаза порадовать хотелось. И за аренду помещений можно было взять больше денег. Появились новые типы зданий — гостиницы, банки, магазины и доходные дома, в которых квартиры сдавались в аренду. И в какой-то момент классицизм потерпел крах.
На смену ему пришла эклектика. Ее активное развитие по времени совпало с бурным ростом числа населения Ростова.
1. Здание городской думы
Одна из главных особенностей эклектики — большое количество лепнины. Другая — использование декора стилей прошлого. Поэтому если какие-то детали на ростовском здании кажутся смутно знакомыми по другим городам или странам, то скорее всего этот дом построили именно тогда, во второй половине XIX века.
Под обе эти характеристики подходит здание городской думы. Строили его в 1897–1899 годах по проекту Александра Померанцева — автора Верхних торговых рядов, или ГУМа, в Москве на Красной площади.
Ростовские купцы хотели не просто возвести административное здание, но и отдать его нижние этажи под торговлю, чтобы постепенно отбить деньги,вложенные в строительство. Но первый проект Померанцева горожан не устроил. Тогда зодчий разработал второй, его и воплотили в жизнь.
Вскоре после окончания строительства всплыла небольшая деталь. Новое здание оказалось очень похоже на два берлинских дома.
При взгляде на фотографию домов в Берлине здание думы может показаться их копией. Но это не совсем так. Померанцев взял за основу конкретные дома, но поменял их планировку, переработал внешний вид и декор. Именно в этом и заключается суть эклектики как направления архитектуры.
2. Доходный дом Тер-Абрамиана
Недалеко от городской думы стоит трехэтажное здание из кирпича. Оно тоже появилось в эпоху эклектики, но на несколько лет раньше. Это доходный дом Тер-Абрамиана, который появился в 1886 году. Тогда он стал одним из самых больших и нарядных зданий во всем Ростове. Построил доходный дом Иван Тер-Абрамиан — человек, который основал в городе одну из первых типографий. Она выпускала книги, справочники, календари и газеты не только на русском, но и на армянском языке.
Стиль, в котором построен дом Тер-Абрамиана — тоже эклектика. В центре здания между надписью «1886» на самом верху и окном третьего этажа можно увидеть вазон и разорванный фронтон. Эту композицию неизвестный зодчий позаимствовал из архитектуры барокко XVII–XVIII века. А наличники с ушками — обрамление кирпичом окон второго этажа здания — пришли из Ренессанса.
3. Особняк Петровой
В стиле эклектики возводили не только доходные дома, но и особняки. Один такой есть на улице Пушкинской. До революции им владела жена ростовского адвоката Софья Петрова. Сейчас в здании находится музей изобразительных искусств.
По одной из легенд управление Владикавказской железной дороги подарило Аполлону Петрову этот особняк за то, что он выиграл в свое время несколько дел с выкупом участков под строительство новой дороги. Но эта история не совсем правдива. Может, адвокат и выиграл эти дела, но дом возводила и владела им его жена. Именно ей в 1898 году выдали разрешение на строительство особняка.
Зодчий, который проектировал здание, вдохновлялся архитектурой барокко — отсюда такое разнообразие лепнины и декора на фасаде. Но при этом особняк асимметричен — его вход выдвинут за основную часть дома. Такого архитекторы в эпоху барокко и почти всех стилей до XIX века позволить не могли.
4. Особняк Красильникова
Еще один особняк, но уже гораздо большего размера, можно найти в Нахичевани, которая когда-то была городом-соседом Ростова. Владел им купец Егор Красильников. Точная дата постройки здания неизвестна — оно появилось в последней четверти XIX века.
Красильников торговал совершенно разным товаром — от хлеба и кирпича с собственного завода до овец, рогатого скота и лошадей. В особняке он проживал с женой, матерью, 7 сыновьями и 3 дочерьми. За окнами в центре главного фасада здания располагался двухсветный зал для балов и приемов. В цокольном этаже — прачечная, кухня, подсобные помещения. Спальни, детские и кабинет находились в западном крыле здания.
В 1922 году в особняке разместился пункт помощи больным детям «Капля молока». С той поры здание постоянно занимали различные лечебные учреждения.
5. Доходный дом Генч-Оглуева
Александр Померанцев проектировал для Ростова не только здание городской думы. Он также отметился в постройке гостиницы «Московская». А за несколько лет до этого зодчий спроектировал дом, который задал масштаб всей застройке города на долгие десятилетия.
Степан Генч-Оглуев и Иван Шапошников родились в Нахичевани. В середине XIX века они открыли фирму и занялись продажей галантерейных товаров, от парфюмерии до отделочных материалов вроде атласа, шелка и платков. Вскоре один из партнеров решил построить на Большой Садовой улице доходный дом, проект для которого сделал Померанцев.
Зодчий вдохновлялся эпохой маньеризма — стиля архитектуры, который появился в Европе в XVI веке. Он отличается большим количеством декора, зачастую диссонансным и не особо гармоничным. Эти особенности Померанцев перенес на здание в Ростове — лепнина есть на каждом квадратном метре дома.
6. Доходный дом Великанова
Под стать размерам дома Генч-Оглуева здание на переулке Соборном. Владел им ростовский купец Семен Великанов. Его фирма с 1840 года занималась продажей различной посуды из фарфора, фаянса, меди и дерева. Помимо этого Великанов владел в городе несколькими зданиями. Его доходный дом на Соборном — самый большой и дорогой из всех.
На фасадах этого здания отразились сразу несколько архитектурных стилей прошлого. Можно увидеть Ренессанс. От него на доме появилась рустовка на стенах и пилястры — плоские колонны белого цвета, которые соединяют второй и третий этажи. Под карнизом вдоль всего дома проходит пояс, на котором виден растительный декор — эта деталь от барокко. А огромные витрины первого этажа — черта уже второй половины XIX века.
7. Нахичеванский театр
Здание театра строилось с 1896 по 1899 год по проекту Николая Дурбаха, городского архитектора Нахичевани. Отделочные работы в интерьерах закончились только через 8 лет. В советское время в здании работали совершенно разные труппы, которые постоянно сменяли друг друга. С 1960-х годов здесь работал Театр юного зрителя, а с 2001 — Ростовский областной академический молодёжный театр.
На фасаде здания переплелись элементы барокко и Ренессанса. А центральная часть с портиком пришла из классицизма.
8. Доходный дом Шендерова
Этим зданием на Ворошиловском проспекте владел когда-то Соломон Шендеров. Построили дом в конце XIX века, на втором этаже жила семья купца, а первый сдавали в аренду под магазины и лавки. После революции здание национализировали. Во время войны центральная часть дома пострадала во время бомбардировки и восстановили ее только в середине нулевых.
9. Дом Гутермана
Когда точно появилось это здание на переулке Соборном и кому принадлежало, неизвестно. К 1894 году оно уже существовало и им владел Аарон Гутерман (в некоторых источниках его фамилия пишется как Гудерман). Этот человек владел картонажно-коробочным предприятием и еще одним домом в Ростове. В начале XX века в этом здании располагался и 2-й полицейский участок.
Дом Гутермана расселили в конце 2000-х годов. С тех пор он постепенно разрушается. Сейчас по фасадам здания можно изучать, как раньше строили доходные дома в Ростове в XIX веке. Его цокольный этаж сложен из ракушечника. В стенах заметны кирпичи двух разных оттенков. Такая кладка часто применялась в Ростове при возведении зданий в то время. Скошенный угол здания — тоже типичный прием для архитектуры города. В таких местах обычно располагались входы в торговые заведения.
10. Дом биржевого общества
В начале XX века эклектика постепенно стала сдавать свои позиции. В те годы и до самой революции в архитектуру ворвался новый стиль — модерн. Но в Ростове продолжали строить здания в стиле эклектики до самой революции и установления советской власти.
Один из примеров — здание биржевого общества, которое появилось в городе в 1912 году. Когда-то в этом доме собирались все самые богатые купцы Ростова — Парамоновы, Скараманга, Панченко, Максимовы и многие другие. Здесь проходили, сделки по покупке и продаже товаров, разные операции с ценными бумагами и иностранной валютой.