161.RU ранее рассказывал о Нахаловке и Бессовестной слободке. Эти поселения незаконно выросли на окраинах старого Ростова в XIX веке. В этом материале вспомним об их «предке» и «вдохновителе» — о Богатяновке. Она находилась практически в центре города. Из-за такого расположения здесь происходило всё что угодно: от облав на бандитов и злоключений с постройкой водопровода до приема императорских высочеств в одном из особняков.
Истоки
Началась Богатяновка с легенды. В самом конце XVII века, во время Азовских походов, корабль Петра I остановился возле правого берега Дона. С крутого склона здесь везде били родники. Император испил из самого мощного источника. Вода Петру очень понравилась, и он назвал место Богатый Колодезь.
В документах эти события не отражены, поэтому считаются легендой. Но уже к середине XIX века территория рядом с родником называлась именно так.
В 1749 году недалеко от Богатого Колодезя появляется таможня, а через 12 лет — крепость Дмитрия Ростовского. Сначала в поселениях вокруг этих мест оседают «зашедшие» и «вольные» люди — люди «без роду и племени» и с сомнительным прошлым.
В 1835 году крепость упраздняют, а через десять лет ее территория становится частью Ростова. В те годы между городом и укреплениями уже существует Богатяновка.
Начало самозахвата
Когда точно в этом районе появились первые самовольные поселения, неизвестно. Когда в 1761 году началось строительство крепости Дмитрия Ростовского, вокруг места ее закладки уже жили люди.
К 1845 году в районе Богатяновки стояли 450 домов, большую часть которых жители построили самовольно — то есть не выкупая землю в собственность у властей. В самом Ростове тогда уже было около полутора тысяч зданий.
По словам дореволюционного краеведа Григория Чалхушьяна, здесь селились бродяги и проходимцы. Но также жили и отставные военные, которым город выделял участки в Богатяновке официально.
Самозахватчики строили дома из самых дешевых и доступных материалов — глины и камыша. Саманные постройки стояли даже в оврагах и обвалах, которые появлялись после сильных дождей.
Земля в Ростове стоила тогда недорого. К 1845 году городская дума продала в городе 206 участков под застройку — в среднем по 5 рублей за каждый. За следующие шесть лет с торгов ушло 79 мест, но средняя стоимость выросла до 112 рублей. Для сравнения: в те годы 900 граммов ржаного хлеба стоили 2 копейки, а рабочие в порту зарабатывали до 1 рубля в день.
При этом население таких районов, как Богатяновка формировалось в основном из людей пришлых, которых с каждым днем становилось в Ростове всё больше. В 1850 году в городе проживали 11 тысяч жителей всех сословий.
Решение вопроса с трущобами
В середине XIX века Богатяновка представляла собой мрачное и живописное зрелище. Район заселялся и рос одновременно с остальным Ростовом. Никакого четкого плана застройки не существовало.
Люди строили свои дома так, как им захочется. Ни одной прямой улицы — только узкие и кривые переулки. Путь к некоторым зданиям знали только их владельцы.
Район располагался на склоне. Каждую весну вода от дождей и тающего снега прорезала здесь землю новыми канавами, которые превращались в лужи и целые болота.
Весь XIX век власти Ростова думали, как положить конец самозахвату городских земель и упорядочить территорию Богатяновки. Активные действия начались только в 1880 году. Тогда городская дума созвала комиссию по урегулированию района.
После четырех лет работы комиссия выяснила, что юридические отношения жителей с землей Богатяновки оказались такими же запутанными, как и улицы. Проживали здесь 1286 домовладельцев, но только 200 человек владели землей как собственностью. Еще 80 пользовались территорией по правам, предоставленным старой городской думой. У остальных никаких документов на свои дома не было.
Комиссия разбила территорию Богатяновки на 42 квартала. Землю для выкупа оценили от 10 копеек до 10 рублей за квадратную сажень (2х2 метра. — Прим. ред). При этом здания, которые попадали на территорию новых улиц, сносились.
С 1885 года началось урегулирование Богатого Колодца, которое шло до начала XX века. Там переделывали кварталы, прокладывали улицы — в общем, не пускали развитие района на самотек.
От бандитов до императорских высочеств
Ростов сыскал себе криминальную славу уже к середине XIX века. В 1856 году в городе проживали 13 тысяч человек. А в тюрьме на тот момент находились 1614 преступников.
Ростовцы (так до революции называли ростовчан. — Прим. ред.) тех времен основным рассадником беззакония считали Богатяновку. Вскоре к ней присоединились Бессовестная слободка и Нахаловка. В этих районах действительно жили совершенно разные люди: и простые рабочие, и отставные военные, и бандиты.
Но на территории Богатяновки уровень преступности был примерно такой же, как и в остальном Ростове. Разбойники предпочитали здесь жить, а свои дела творили в других районах города.
Например, когда в ноябре 1869 года в Ростов приехал сын Николая I со своей семьей, ночевал он в особняке одной из самых богатых семей Ростова по фамилии Скараманга. Этот дом стоял на перекрестке Малого проспекта и Почтовой улицы (сейчас Чехова и Станиславского, соответственно), на краю самой неблагоустроенной части Богатяновки. Михаил Николаевич, его супруга Ольга Федоровна и дети переночевали в доме купца Ивана Петровича Скараманги. Представители этого греческого рода одними из первых занялись крупной торговлей в Ростове, Таганроге, Одессе и соседних городах.
А немногим ранее, когда в Ростов приехали цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III) и его жена Мария Федоровна, им устроили небольшую экскурсию по городу. От станции Ростов-Берег императорские высочества проехали по Почтовой улице и возле дома семьи Скараманга повернули на Малый проспект.
Дореволюционный долгострой
Несмотря на свою славу и неблагоустроенность, именно в Богатяновке появился городской водопровод. Строился он 18 лет — и это довольно запутанная история.
После появления крепости главным источником воды для местных стал Богатый Колодезь. В середине XIX века он продолжал сохранять эту функцию. Но расположение родника на склоне у Дона создавало определенные проблемы. Чтобы набрать питьевой воды, люди спускались к источнику по кривой улице, которая уходила вниз под большим уклоном. Приезжали туда и извозчики с огромными бочками, которые развозили в них воду всем желающим. Но даже после того, как улицу замостили, сложности с подъемом вместе с грузом воды никуда не делись.
Первым с желанием построить водопровод пришел в Ростов в 1847 году англичанин. Александр Малькольм хотел отстроить его за свой счет и брать с людей деньги за пользование водой. За пару лет он смог договориться с думой по поводу платы, но после заключения договора умер.
В 1851 году за водопровод взялся Отто Фридрих Ватман. Денег у шведа не было, и он договорился с курским купцом Петром Михалевым. За два года Ватман потратил 20 тысяч рублей Михалева и бежал, оставив за собой разруху и насос, который давал напор в 250 раз меньше заявленного. В 1854 году Михалев достроил водопровод, но он очень быстро разрушился.
В 1858 году в дело вмешался новый герой — общество «Сельский хозяин». Но договориться с городом не удалось. Через пару лет один из директоров «Сельского хозяина» основал вместе с еще двумя купцами акционерное общество «Ростовский-на-Дону водопровод». Его акции плохо раскупались, и оно закрылось.
Наконец, в 1865 году пришли трое: торговый казак Семен Кошкин, ейский купец Григорий Дмитриев и ростовский купец Тимофей Кукса. Менее чем за год они не только договорились с городом, но и отстроили всё, что надо. 24 декабря водопровод торжественно открыли.
Включение в городскую жизнь
Сочетание совершенно разных сторон жизни сохранялось в Богатяновке и в начале XX века. К 1910-м годам по окраинам района появились множество заведений и учреждений.
В Богатяновском переулке построили огромное коммерческое училище с двумя отделениями — мужским и женским. В те годы курс обучения здесь составлял 8 классов. С западной стороны от училища работала Еврейская больница. С восточной — Окружной суд. Недалеко от этих мест стояло второе городское одноклассное училище.
На юге Богатяновки, на улице Верхне-Бульварной (ныне Седова), находились мореходные классы, где готовили штурманов дальнего плавания и судовых механиков. Рядом — Гирловой комитет, который занимался условиями для судов в дельте Дона. А возле Дона работали завод Пастухова и мельница Парамонова.
Часть этих учреждений работает и в настоящее время, хотя некоторые сменили свои функции. В остальном же территория Богатяновки за сто лет практически не изменилась. Многие места выглядят здесь так же, как и в начале XX века.