Губернатор объявил, что строительство метрополитена в Ростове-на-Дону начнется после ЧМ. Однако жители города не уверены, что обещанные линии будут построены — метро в городе обещают уже давно. При этом многие эксперты считают, что этот вид транспорта городу не нужен. Мы решили разобраться, так ли это на самом деле.
Где будут линии
Метро в Ростове-на-Дону планировали построить еще в советское время. В 90-х проект заморозили. К нему вернулись в 2009 году, даже заработало Управление метро Ростова. Однако спустя шесть лет от строительства метрополитена снова отказались, а Управление расформировали.
Предполагалось строительство в две очереди. Первой должна была появиться линия от ЗЖМ до Нахичевани. По разным данным — от восьми до десяти станций. Если объединить всю имеющуюся информацию, маршрут получался следующий: станции «Левенцовская», «Западное электродепо», «Улица Малиновского», «Улица Зорге», «Площадь Дружинников», «Главный вокзал», «Буденновская», «Ворошиловская», «Театральная» и «Нахичеванская». Общая протяженность линии должна была составить 15 километров.
Второй этап предполагал строительство линии от СЖМ до центра города. Ее длина — восемь километров. На этой ветке должны были расположиться шесть станций: «Площадь Королева», «Площадь Космонавтов», «Площадь Конституции», «Проспект Ленина», «Площадь Гагарина», «Большая Садовая».
По оценкам экспертов, на строительство первой очереди метрополитена в 2010 году требовалось 76,6 миллиарда рублей. На сайте, посвященном ростовской подземке, речь идет о 116 миллионах, которые планировали выделить из городского бюджета на строительство метрополитена в 2009 году. Об этой же сумме в интервью 161.ru говорил бывший начальник Управления ростовским метро Мурат Тлепцеришев.
Нет денег, есть пробки
По идее, метро должно решать городские проблемы с транспортом: уменьшить количество пробок, снизить пассажиропоток наземного транспорта и так далее. По данным исследования департамента транспорта Ростова-на-Дону, которое провели в октябре 2017 года, за месяц в городском транспорте проехало примерно 17 миллионов человек. При этом количество пассажиров по сравнению с октябрем 2016 года уменьшилось почти на 5 миллионов.
По информации городского департамента транспорта, самыми загруженными магистралями являются проспекты Стачки, Буденновский, Нагибина и улица Красноармейская. По сведениям ресурса «Яндекс. Пробки», в этот список еще можно включить улицу Малиновского и Ворошиловский проспект. В часы пик загруженность здесь достигает отметки в 7–8 баллов.
Предположим, что метрополитен в этот раз будут строить по прошлым планам, схемам и проектам. Мы решили сопоставить схему веток и станций с названными улицами. Вышло, что они совпали. Такое расположение сети метро, казалось бы, должно положительно отразиться на транспортной обстановке города. Однако ведущий консультант компании MobilityInChain,s.r. l и урбанист Илья Петушков сомневается, что строительство подземки в Ростове необходимо.
— На метрополитен уходит очень много денег. Чтобы создать обширную сеть, которая свяжет основные районы города, потребуется огромная сумма. Как правило, она в большинстве случаев не по карману ни городским, ни региональным бюджетам в России, — пояснил свою точку зрения Петушков.
По его словам, деньги могут выделить из федерального бюджета. Но их хватит всего на одну линию с несколькими станциями, а для города-миллионника этого мало.
— Такая система окажется бесполезной, поскольку к большинству районов Ростова метро ходить не будет. Опасность еще и в том, что выделенных средств окажется недостаточно. В результате город получит долгострой на десятилетия, как это случилось в Омске, Челябинске и Красноярске, — рассказал 161.ru урбанист.
Еще один момент — это затраты не только на строительство системы, но и на ее содержание. Сумма на эксплуатацию очень быстро может перекрыть затраты на строительство системы.
— В виде метро город рискует получить дорогую и малополезную игрушку. И в таком виде, конечно, никаких транспортных проблем метрополитен не решит, а экономических проблем добавит, — заключил специалист.
Что в других городах
В России есть разные примеры работы метро. В Москве и Санкт-Петербурге польза метро очевидна, но в других городах всё не так однозначно.
Например, в Нижнем Новгороде, где находится самая крупная после столичных сеть, метро не стало спасением от пробок. Создавать метрополитен в городе начали в 70-х годах прошлого века, но популярность у нижегородцев этот вид транспорта получил относительно недавно — в 2012 году после появления второй ветки. Сеть охватывала небольшую часть города и не доходила до многих районов. Сейчас нижегородский метрополитен расширяется — последнюю станцию открыли в 2018 году. Но на всех четырех нижегородских мостах по-прежнему каждый вечер образуются пробки. К тому же, по словам местных жителей, они последний раз спускались в метро в 90-е.
В Новосибирске метро тоже не пользуется особой популярностью. Из всех видов общественного транспорта жители этого города предпочитают маршрутки и автобусы. На них ездят 60% тех, кто вообще пользуется общественным транспортом. В метро спускается всего лишь 19% людей.
В качестве положительного примера можно привести казанский метрополитен. Это самая молодая сеть в России — первые станции открыли только в 2005 году. Поначалу это было всего лишь развлечение для туристов. Жители города не пользовались этим видом транспорта, потому что три станции из пяти находились в центре города, а остальные две — в малонаселенных районах. Правда, после строительства станций «Проспект Победы» и «Козья слобода» пассажиропоток начал стремительно расти и за пять лет увеличился с 20 до 100 тысяч пассажиров в сутки. При этом теперь доехать из одного конца города в другой можно за 20 минут вместо 1,5 часа на маршрутке или автобусе.
Альтернативы
По словам Ильи Петушкова, чтоб решить проблемы с транспортом в Ростове, строить метро и необязательно. Например, проще и дешевле сформировать в Ростове систему выделенных полос для общественного транспорта или обособить трамвайные пути.
— В мире существует множество примеров скоростных транспортных систем, близких по множеству характеристик к метрополитенам, построенных на основе автобусного или трамвайного транспорта. Это лучше решает транспортные проблемы города и формирует эффективную систему общественного транспорта, — рассказывает Петушков.
Накануне ростовский урбанист Михаил Векленко представил проект развития Большого Ростова. Частью этого проекта стало создание городской сети легкого рельсового транспорта (ЛРТ). ЛРТ — нечто среднее между традиционным трамваем и метрополитеном. Векленко предположил, что можно развить трамвайную сеть и добираться на трамвае вплоть до Платова.
— При этом рельсовые линии будут охватывать не только плотно заселенные районы и загруженные магистрали, но и «слепые зоны» города, где низкая плотность населения. Таким образом, мы сможем включить отдаленные или неохваченные районы в общую систему транспорта и город в целом, — рассказал 161.ru Векленко.
При этом новая рельсовая система в ее концепции включает два вида транспорта. Первый — существующая электричка, которая охватит все города Ростовской агломерации (Азов, Аксай, Батайск, Таганрог, Новочеркасск и Ростов-на-Дону). Второй — ЛРТ, который будет иметь три разновидности: метротрам или собственно легкое метро, длинный трамвай с большой вместимостью и традиционный трамвай. Ветки частично пройдут по автомобильным улицам. Однако для беспрепятственного передвижения урбанист предлагает создать тоннели и специальные эстакады. Например, для пересечения железной дороги на Нансена. Так что, возможно, ростовчане и без метро смогут быстро перемещаться по городу.
Кроме того, есть опасения, что идея строительства метро в очередной раз окажется нереализуемой. Многие считают обещания властей о создании подземки политическим ходом.
— Здесь даже эксперт не нужен. Этот вопрос каждый раз всплывает, когда избирается или назначается губернатор. Как только проходит вопрос назначения, то и вопрос с метро постепенно сливается, — прокомментировал заявление Голубева эксперт Южного градостроительного центра Александр Водяник.
К тому же, как и где построят метро на этот раз, не сообщается. Конкурс на строительство метрополитена на сайте госзакупок не обновлен и по-прежнему закрыт, а новый не объявлен. Документы по строительству первой очереди метро в Ростове на данный момент удалены с сайта городской администрации. А ведь начать строить ветки губернатор пообещал уже после окончания чемпионата мира.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 918 50-50-161. Телефон службы новостей 303-06-14.
Фото: Александр Подорпригора