Если заезжать в Ростов по мосту Сиверса, к Главному автовокзалу, то первое, на что обращаешь внимание — это стоящий на холме памятник. По высоте он, конечно, не сравнится со стелой на Театральной площади или с Тачанкой, но у него тоже есть богатая история.
Ростовская стачка
Событие, которому посвящен мемориал, произошло в начале XX века. В то время ростовские рабочие трудились по 12 часов на заводах и фабриках, получали копейки, и их недовольство с каждым днем росло. А тем временем социал-демократическая рабочая партия распространяла прокламации с призывом бороться против угнетателей.
Чаша терпения ростовчан переполнилась, когда 2 ноября 1902 года в котельном цеху обсчитали рабочих, а недовольным предложили «пойти куда подальше». На следующий день в городе начались забастовки, и с 3 по 11 ноября на митинг в Камышевахской балке каждый день собирались по 30 тысяч человек. Люди требовали, чтобы им повысили зарплату, рабочий день сократили до девяти часов, а для их детей построили школы. Постепенно и не без помощи социал-демократов лозунги на забастовке стали звучать все более революционно: «Вперед, на борьбу с буржуями», «Долой царя и самодержавие!».
11 ноября полиция открыла огонь по митингующим, погибли семь человек, 17 были ранены. Участников Стачки начали разгонять, арестовывать и высылать. На заводах и предприятиях появились войска. В итоге людям пришлось вернуться к работе и забастовка закончилась, но о ней не забыли. В середине 50-х в Камышевахской балке построили улицу, которая в 1967 году получила название проспект Стачки. Она была названа в честь одной конкретной стачки, поэтому говорить во множественном числе «проспект Стачек» или «ехать по Стачкам» — неправильно.
Памятник
Через 65 лет после расстрела рабочих на склоне холма Камышевахской балки установили горельеф. На нем изображены профили суровых мужчин с тяжелыми взглядами и сжатыми кулаками. Рядом с горельефом из камня вырезаны цифры памятного года — 1902. Автор монумента — скульптор Эдуард Мирзоев.
А в 1975 году на вершине холма над горельефом установили еще одну композицию: молодой рабочий держит знамя революции. Он подхватил флаг, который выронил его раненый товарищ. Тот держится одной рукой за своего друга, а другой опирается на наковальню. Автор композиции — скульптор Анатолий Скнарин.
— Скнарин начал трудиться над этим памятником едва ли не со студенческой скамьи. А накануне установки композицию пытались забраковать местные партийные чиновники. Созданные рукой Скнарина фигуры мускулистых рабочих в стиле античного искусства посчитали слишком эротичными, чтобы они стояли на крупнейшей транспортной магистрали Ростова, — пишет портал об архитектуре донской столицы «Ростов-Дом».
Городские власти даже обратились на кафедру философии РГУ за рецензией. Философы решили, что обнаженное тело свидетельствует о раскрепощенности духа организаторов стачки рабочих, поэтому придраться тут не к чему.
Многие памятники получают саркастичные прозвища. Например, Театральную стелу сравнили с иголкой и селедкой. Памятник Стачке тоже не стал исключением. Некоторые называют его «пьяные ловят такси», упорно видя в нем вместо рабочих, которые боролись против угнетения и бесправия, двух перепивших мужчин, один из которых не держится на ногах и отчаянно цепляется за товарища. Причем, это название монумент получил еще в советское время — такой вот странный цинизм.
Культовое место
Со смотровой площадки перед памятником Стачке открывается потрясающий панорамный вид на донскую столицу. Ростовчане назначают тут встречи, свидания, а когда стемнеет, приезжают полюбоваться с высоты на огни ночного города. Другие же, как участник группы «Каста» Хамиль, приходят сюда за вдохновением.
— Самым памятным местом для меня является памятник Стачке. Там я сочинил свой первый цельный текст, он назывался «Ростов-папа», — рассказал Хамиль в интервью порталу Welcome2018. — Каждый турист, если приедет в Ростов, сможет понять: устье Дона — удивительное место!
На сайте TripAdvisor туристы называют эту смотровую площадку «неромантичным местом с самым романтичным видом».
— Все уже давно забыли, чему посвящена композиция и откуда пошло название проспекта Стачки — одного из ключевых в городе, связывающего центр и Западный жилой массив. Но визуально монумент знают все — уж очень удачно он расположен, — написано в отзывах.
Немногие ростовские свадьбы обходятся без фотосессии на этой смотровой площадке, на фоне памятника и города.
А с чем ассоциируется памятник Стачке у вас?
Елизавета Фролова
Фото: Александр Подопригора