Проблемы со слухом и зрением у Ольги Абрамовой были с детства. Но это не мешало ей жить полноценно. Ростовчанка получила два высших образования, устроилась на хорошую работу, вышла замуж, родила сына и дочь. А потом вдруг и слух, и зрение начали стремительно ухудшаться. И вот наступил момент, когда она уже ничего не слышала без двух сверхмощных слуховых аппаратов, и практически ничего не видела.
Оля не скрывает, что тогда она впала в глубочайшую депрессию: перестала выходить на улицу, сузила круг общения до одних лишь членов семьи, бросила работу. Выкарабкаться из этого эмоционального состояния, заново научиться любить жизнь ей помогли дети с частичным или полным отсутствием зрения. Ольга Абрамова рассказала корреспонденту 161.ru о том, как стала учить слепых малышей рисовать, лепить и делать прекрасные поделки.
Жизнь вслепую
Синдром Ашера — генетическое заболевание, приводящее к тугоухости и прогрессирующей потере зрения — именно такой диагноз у Ольги Абрамовой.
— Врачи говорили, что я к 18-ти годам полностью ослепну и оглохну. Не разрешали рожать, так как это риск. Но я всегда вела активный образ жизни, а когда вышла замуж, то стала мамой. Сейчас сыну Андрею 15 лет, а дочке Даше — девять, — говорит Ольга.
Когда Ольга жила на Алтае, занимала должность заведующей художественного отделения. А после переезда в Ростов устроилась преподавателем в вуз на кафедру изобразительного искусства.
Но после рождения дочери жизнь ростовчанки кардинально изменилась. Хоть и позже, но сбылись худшие прогнозы врачей. Ольга стремительно теряла и без того плохое зрение.
— Я уже не могла выйти из дома без трости. Не могла наносить макияж. Иногда одевала одежду с изнаночной стороны. Вы представляете, что значит для молодой женщины стать похожей на немощную старуху? Это сложно не только физически, но и психологически. Конечно, я ушла с работы, — говорит Ольга.
Со звуком дела обстояли не лучше. Без слуховых аппаратов женщина слышит только хлопки. По словам Ольги, она не видит всего лица человека.
— У меня предметное видение. Я не вижу изображение целиком. Только кусочек глаза, носа. Бегаю по лицу взглядом и тогда собираю цельную картинку, — признается Оля.
Цвета женщина также различает далеко не все.
Учительница
По совету врачей, Ольга решила встать на учет в общество слепых. И председатель, узнав о том, что у женщины есть педагогический опыт, предложила Оле учить незрячих деток творчеству.
— Конечно, обучать особенных деток — это совсем другое, нежели обычных. У меня такого опыта раньше не было. Такому специально обучают на факультетах коррекционной педагогики. Мне предстояла работа с детьми разных возрастов. Кто-то из них немного видит, а есть и тотально слепые. Некоторые ребята не знают, как выглядит лисичка или зайчик, — говорит Ольга.
Художница не скрывает, что были трудности. Но радость от результатов детей все компенсировала сполна.
— Однажды на занятиях я дала мальчику точилку и карандаш. Сколько же у него было восторгов, что он смог его подточить. Такие детки мыслят другими категориями, нежели здоровые. Мои ученики не обсуждают планшеты и онлайн-игры. Незрячие девочки и мальчики чем-то похожи на детей из Советского союза. Они искренне радуются, когда их просто угостишь конфетой, — делится Ольга.
«Улитка из раковины»
Именно уроки в обществе слепых заставили Ольгу привести себя в порядок и внешне, и эмоционально. Понимая, что невольно родители будут оценивать нового преподавателя, ростовчанка не имела права зацикливаться на своем недуге.
— Я настраивала себя за несколько дней до урока на то, что мне надо выйти из дома и провести урок. Я сравнивала себя тогда с улиткой, которая вынуждена выбираться из своей раковины, — призналась Оля.
На уроках Оля учит детей рисовать, лепить из глины и пластилина, мастерить поделки. А в конце каждого занятия обязательно — чаепитие и игры.
Уроки Ольга проводит бесплатно. К детям ее всегда привозит муж, так как женщина не может самостоятельно передвигаться на общественном транспорте. Но эти моменты не смущают педагога. Она говорит, что благодаря своим ученикам нашла себя.
Фото: Александр Подопригора