Ростовчане попрощались со старым аэропортом — теперь уже официально. Ранее говорилось, что аэропорт будет резервным на время чемпионата мира по футболу, однако вчера на открытии Платова эту информацию опровергли: новая донская аэрогавань достаточно крупная и надежная и не нуждается в резервировании. На месте старого аэропорта совсем скоро появится новый жилой микрорайон. А нам нужно знакомиться с новым, и вчера корреспондент 161.ru провел в нем почти целый день, чтобы попытаться найти его главные плюсы и минусы.
Плюсы
Он большой и удобный
В новый аэропорт Ростова-на-Дону вложили 50 млрд рублей — это космическая для региона сумма. Даже с учетом российских особенностей инвестирования видно, что этих денег он стоит. Всё говорит за то, что это дорогой и по-настоящему европейский аэропорт. Именно в таком не стыдно встречать высокие бизнес-делегации и иностранных гостей на ЧМ по футболу.
Скажем, автобусы, на которых перемещались от самолета до здания аэровокзала, — очевидный атавизм эпохи старых аэропортов. Выходить из самолета гораздо удобнее и быстрее через специальный мост по телескопическому трапу. Таких трапов или, как их часто называют сами пассажиры, рукавов закуплено девять. Это много, так что из некоторых типов самолетов посадка/высадка будет осуществляться сразу в хвостовую и носовую части.
В Платове более трех десятков стоек регистрации, а для улетающих за рубеж сразу шесть окошек паспортного контроля. Причем пассажиры, улетающие в страны дальнего зарубежья и в страны СНГ и Таможенного союза, будут разделены, что, безусловно, правильно и более эффективно.
Вообще дороговизна и высокое качество здесь просматриваются во всем — от новеньких мягких кресел в зале ожидания до огромных экранов с информацией о взлетах/посадках.
Он перспективный
Ростов-на-Дону всегда считался воротами Кавказа, и очевидно, что старый аэропорт ограничивал развитие города как крупного транспортного хаба. В новом аэропорту увеличена взлетно-посадочная полоса, что позволит обслуживать все типы судов, в том числе дальнемагистральные. Ростовчанам знакома ситуация, когда, например, из Краснодара даже с учетом дороги до кубанской столицы улететь было значительно дешевле — речь, прежде всего, о чартерах на курортные направления, где цена вопроса зависит в первую очередь от вместительности самолета. Ростов в плане привлекательности перелетов проигрывал не только ближайшему соседу, но и Минеральным Водам, а до всем известных событий на Украине многие предпочитали летать из Донецка. Ожидается, что теперь жители прилегающих регионов будут улетать из Ростова, а не наоборот. Как никак, новый аэропорт рассчитан на обслуживание 5 млн человек в год.
Собственно, строительство аэропорта — лишь первый этап большого инвестиционного проекта. Вокруг Платова будет построен целый город с торговыми комплексами, магазинами, гостиницей, а всё это — налоги, развитие региона и рабочие места для его жителей.
Он безопасный
Для любого человека личная безопасность — главное, что есть при полетах на самолете, спорить с этим глупо. В этом смысле новый аэропорт, конечно, даст старому сто очков форы. Старая взлетно-посадочная полоса хоть и ремонтировалась относительно недавно, но была короткой, и случаи, когда самолет выкатывался с нее, были не так уж редки.
Кроме того, взлетающие и садящиеся в густонаселенном районе города самолеты потенциально могут нести серьезную угрозу для жителей. Вчера об этом говорили и представители правительства, прямо сказав, что упавший в 2016 году «Боинг» мог стать трагедией гораздо большего масштаба, обрушившись на жилой квартал.
Там сейчас праздник
Прилетающие вчера люди могли почувствовать себя настоящими голливудскими звездами — и ведущий, и громкая музыка, и шампанское, и встречающие красивые девушки, и подарки, только красной дорожки не хватало. Дальше, конечно, всё будет не так пафосно и празднично, но всё же более теплое и дружелюбное отношение к людям здесь прямо чувствуется. Персонал буквально за руку водит пассажиров, понимая, что те сейчас несколько растеряны из-за непривычной обстановки. А, скажем, продавцы в ларечках с удовольствием дадут вам скидку и вообще с радостью поболтают даже просто так — у них в силу объективных причин сейчас немного упали продажи.
Как и в любом месте, где происходит новоселье, здесь сейчас царит атмосфера праздника. Люди разглядывают интерьеры, фотографируются, спешат поделиться отзывами в соцсетях. А в теплое время года здесь еще будет и отлично облагороженная прилегающая территория с парком и водным комплексом. И это, видимо, будет очень красиво.
Минусы
Он удален от города
Главный минус, который легко может перевесить все плюсы нового аэропорта, — это расстояние от города. По редакционным нуждам автор этих строк уже бывал в Платове, но только вчера, опаздывая (а улетающие пассажиры, согласитесь, очень часто испытывают проблемы со временем) почувствовал, насколько же он далеко! Для тех, кто еще там не был, напомним, что ближайший к новому аэропорту географический ориентир — станица Грушевская — расположен дальше, чем Новочеркасск, и ближе к Шахтам, чем к Ростову.
Из Ростова-на-Дону в Платов сейчас есть два пути — через М-4 «Дон» и через хутор Щепкин по Северному объезду. Министр транспорта Андрей Иванов похвастался перед журналистами, что он добрался до аэропорта за какие-то 40 минут. Корреспондент 161.ru ехал с Военведа и выбрал путь через М-4. Конечно, нам пришлось ехать до аэропорта в самый час пик, но дорога заняла 2,5 часа. Только вдумайтесь: если вы летите, скажем, в Москву, то добираться до аэропорта вы можете гораздо дольше, чем до самой столицы.
Прежде всего не повезло жителям Западного и Военведа, которым, чтобы гарантированно успеть на рейс, с учетом регистрации и всех необходимых проверок, нужно закладывать от времени выхода из дома до времени отлета часов пять, не меньше.
До него неудобно добираться на общественном транспорте
Ростовчане вчера уже вдоволь навозмущались в соцсетях, мол, какие же это шаттлы, если это обычные городские маршрутки? Действительно, новые микроавтобусы мало приспособлены для перевозки отправляющихся в дальние путешествия людей. Там, например, вообще нет багажного отсека. Когда корреспондент 161.ru спросил у отъезжающего водителя, что делать людям с большими чемоданами, он пожал плечами и сказал: «Они могут поехать на следующем автобусе». Простите, а что, если человек опаздывает? Или же следующий автобус окажется также забит? Пока, кстати, с этим проблем нет, потому что так называемые шаттлы ходят не просто полупустыми — в них нередко бывает по одному-два пассажира, которые могут расположиться по-королевски. Но что будет, когда ростовчанам неминуемо придется привыкать к новому аэропорту и как-то пользоваться его инфраструктурой? Очевидно же, что пока люди перестраховываются и готовы платить за такси или просить знакомых встретить их на личном автомобиле, но так будет не всегда.
Пока не очевидны и места, с которых шаттлы курсируют в сторону Платова. Сейчас, напомним, транспорт туда идет по двум маршрутам — №285 от Привокзальной площади по ул. Левобережной и №286 от пригородного автовокзала по пр. Шолохова и далее по М-4 «Дон». На маршруте №286 две остановки — в районе старого аэропорта и в п. Красный Колос на трассе М-4 «Дон». Последняя остановка организована для удобства жителей северных территорий области — на ней они смогут осуществлять пересадку на автобусы, следующие в Платов. Министр транспорта Андрей Иванов вчера сказал, что точки отправления и остановок шаттлов будут меняться в зависимости от того, как будет удобно жителям города. Кто и на основе каких данных это будет определять, неясно. И ни слова о том, как добираться до аэропорта жителям Военведа, Западного, Северного.
В общем, от организации перевозки пассажиров к Платову веет каким-то разгильдяйством — мол, как-нибудь начнем, а там видно будет. Если что, люди и сами найдут возможность добраться до аэропорта. В крайнем случае всегда есть такси, а уж в том, что летающие на самолетах люди могут себе его позволить, правительство, похоже, не сомневается.
У него хватает «детских болезней»
Пока Платов выглядит необжитым и неустроенным, а где-то и просто плохо организованным для пассажиров пространством. Кто-то нашел в новом здании трещины в штукатурке и следы поспешного ремонта (куда спешили-то, если президент Владимир Путин так в итоге к нам на открытие аэропорта и не собрался?). Внизу, там где располагается основной зал, не нашлось ни одной скамейки или кресла — чтобы присесть, нужно подниматься на второй уровень. Столкнувшись с необходимостью зарядить телефон, корреспондент 161.ru долго бродил по залу, так и не наткнувшись ни на одну розетку. Как минимум одни ворота на выход пока также не работают, и персонал затруднился объяснить, почему для удобства пассажиров нельзя задействовать все точки входа/выхода.
Удивительно, что при наличии огромного количества стоек для регистрации вчера и здесь умудрились создавать большие очереди и столпотворения. Особенно дико это смотрелось с учетом действительно огромного главного зала аэропорта.
Непонятно, зачем при огромном количестве свободного пространства для стоянки автомобилей ломить такие цены за парковку. Гендиректор УК «Аэропорты России» Евгений Чудновский вчера честно сказал репортерам — в аэропорт вложены большие деньги, а хорошие бизнесмены привыкли возвращать инвестиции с прибылью, но... 500 рублей за час парковки? Вы серьезно? К чему это привело, можно легко понять по вот таким фотографиям.
В том, что управляющая компания нового аэропорта хочет заработать на парковке, на самом деле нет ничего странного или плохого. Однако сам подход несколько смущает. Не лучше ли установить небольшой вменяемый тариф, чтобы люди не жались по обочинам и на небольшом бесплатном пятачке?
Справедливости ради стоит признать — идеально организовать работу объекта такого масштаба с первого же дня просто нереально, так что дальше должно быть только лучше.
Фото: Александр Кузьмин