Книжный развал на Пушкинской рядом с публичкой — это место, о котором большинство ростовчан отзываются с большой любовью и теплотой. Люди приходят сюда, чтобы почитать, купить дешевые книги или оставить на продажу свою залежавшуюся на чердаке литературу. Многим удается найти здесь издания, которые они искали месяцами и даже годами, ведь печатная книга словно живет и дышит, в отличии от того, что можно скачать в интернете.
Беспокойные соседи
Книжный развал на Пушкинской работает уже около четырех лет, однако появился он гораздо раньше. До 2008 года это были всего лишь несколько лотков со списанными книгами в гардеробе публичной библиотеки.
— Ярмарка постепенно разрасталась, люди приносили свои книги... В итоге сначала в 2008 году мы переехали к парапету библиотеки, в 2009 — на площадку справа от нее, там, где строился Благовещенский греческий храм, — рассказала продавец букинистической ярмарки Татьяна Лещенко.
Параллельно владелица ярмарки Ольга Вершина арендовала землю на пересечении Горького и Университетского и построила там небольшой павильон — под склад. Книжный развал спокойно проработал четыре года, затем, в 2013 году, он внезапно начал сильно мешать храму.
— Представители храма сказали, что мы мешаем стройке, загораживаем вход и вообще портим вид на здание, — говорит Татьяна. — Мы поняли, что выхода нет, и придется куда-то переезжать. Начали паковать книги и вещи. Неравнодушные люди нас спасли.
Тогда поднялся большой шум в прессе: люди выступали против закрытия ярмарки, требовали оставить ее на Пушкинской, собрали множество подписей в защиту. Власти города пошли навстречу: выделили участок справа от публичной библиотеки. Ольга Вершина победила в торгах и начала обустраивать ярмарку на новом месте.
— На то, чтобы все заново построить и разложить книги, нам потребовалось еще около полугода, — говорит Татьяна.
Хрупкие сотрудницы ярмарки сами таскали тяжелые книги на новое место. Прибрали участок, подкрасили, поставили урны. Люди постепенно привыкли к новому «месту прописки» книжного развала.
Хранители книг
Книжный фонд ярмарки пополняется из самых разных источников. Но в основном люди сами приносят книги, которые им не нужны.
— Часто бывает так, что люди переезжают, а книги девать некуда, не выкидывать же, — говорит Татьяна. — Вот и приносят — отдают даром или очень недорого. Можно оставить заявку, и мы сами на машине приедем домой и заберем ненужную литературу. Только сейчас, из-за всех этих проблем работа встала — новые книги пока не принимаем...
Есть здесь и списанные книги из разных библиотек — посетители часто удивляются печатям и обозначениям на обложках. Часто совсем новенькие и красивые книги владелице продают из закрывшихся магазинов.
— Мы берем в руки какую-нибудь красивую книгу и удивляемся — почему ее никто не покупал? — говорит Татьяна. — Открываем ее и видим цену. Удивляемся, стираем нолик у магазинного ценника «500 рублей» или «1000 рублей» и выставляем на полки. И их сразу раскупают! Только сегодня приходил паренек и ужасно обрадовался фэнтезийной книге Роберта Желязны. Сказал, что очень долго ее искал. А я книги этого писателя вижу у нас на полках часто.
Любят книжный развал и иностранцы, почти не говорящие по-русски. Они приходят, покупают детские книжки, чтобы учиться по ним читать.
— Наше дело — легальное и социально важное. Я бы назвала его бизнесом, но мы, хоть и платим налоги, денег на нем почти не зарабатываем — еле хватает на то, чтобы покрыть аренду и заплатить продавцам, — говорит Ольга Вершина.
Кошачий патруль
То, насколько важен книжный развал, с радостью расскажет, наверное, любой ростовчанин, любящий читать.
— Для меня книжный развал — это волшебное место, которое удивительным образом знает, что тебе нужно, — говорит студентка Дарья Котова. — Еще на первом курсе, когда нам задали прочитать «Слово о полку Игореве», именно на развале я нашла книгу, в которой были не только древнерусский текст, но и разные переводы и интерпретации. Через год там же я купила книжку-малютку «Саламбо» Флобера, которая мне тоже очень нравилась. Я бываю тут часто, люблю постоять, повыбирать книги. Литература, которая здесь продается, стоит намного меньше, чем в книжных магазинах. Не знаю даже, закроют ярмарку или нет, но надеюсь, что такое полезное место у властей уничтожить рука не поднимется.
— На книжный развал я хожу довольно часто. Выбор здесь очень хороший, недавно случаем зашла и купила книгу одного японского писателя, Кобо Абэ, которую долго пыталась отыскать в печатном формате, — говорит ростовчанка Евгения Карсакова. — И захожу я на книжный развал в основном даже не по надобности, просто туда тянут неизвестные, будто магические силы. Ведь атмосфера там и правда волшебная, хоть это вроде бы и обычное место, где распродают уже потертые временем и их читателями книги. Но... У всех же есть свой любимый сквер или парк? Где можно просто посидеть, разглядывая окружающую вас красоту, и иногда встретиться с друзьями. Вот именно таким же является для меня книжный развал. Это не просто место, где можно дешево приобрести книгу, а чарующая часть Пушкинской, да и всего города.
Некоторые любят книги и развал настолько, что приходят сюда работать. Одна из продавцов подержанных книг Татьяна пришла сюда вслед за мамой:
— Можно сказать, что я тут выросла. Мама водила меня на книжный развал возле стадиона «Динамо», потом начала работать здесь, возле библиотеки. Мама привила мне любовь к книгам и чтению, и для меня букинистическая ярмарка стала вторым домом. Мы, сотрудники, очень привязаны к этому месту.
Облюбовали ярмарку и местные кошки. Они приходят сюда и отпугивают от книг мышей и других непрошенных гостей.
— Мы им тоже помогаем по мере сил: подкармливаем, лечим, отправляем на стерилизацию и ищем им хозяев. Есть у нас и свои любимцы, например, рыжая Сонечка. На нее напала собака и сильно укусила за голову — Соня едва не лишилась глаза. Мы ее выходили. Раны зажили, и теперь это замечательная кошка-мышеловка!
Новость о том, что ярмарку придется убрать, стала для сотрудников развала и книголюбов громом среди ясного неба. Сначала Ольгу Вершину вызвали в администрацию Кировского района на встречу и сказали, что необходимо снести павильон-склад на Горького, который она строила на свои деньги. Сказали — либо уходите сами, либо мы вас уберем, просто не продлим договор аренды земли. После этого Ольга написала заму губернатора Игорю Гуськову с просьбой разобраться в ситуации. Сотрудникам ярмарки не хотелось терять здание, где хранится около 80 тысяч книг. Но обращение перенаправили в департамент потребительского рынка. Через некоторое время пришла новая «сногсшибательная» новость: снести необходимо оба павильона, и на Пушкинской тоже. При этом оказалось, что книжный развал не внесен в кадастровый реестр.
— Я, как и полагается, участвовала в торгах за этот участок, я ведь не виновата, что у чиновников возникла путаница с документами, и нас не внесли в реестр. А теперь нам говорят, что участок нужно включить в схему, чтобы привести всё в соответствие с законодательством, потом провести торги, — говорит Ольга Вершина.
То, что владелица ярмарки выиграет новый аукцион, никто гарантию не дает — участком в самом центре города могут заинтересоваться многие. Но даже если книжный развал останется, его площадь сократят до размера 22 квадратных метров — поместятся там несколько книжных полок, продавец и пара покупателей. Сейчас размер павильона — 60 квадратных метров, не считая полок на улице.
— А что нам делать с 200 тысячами книг из обоих павильонов? Куда их деть, выбросить, сжечь? Создается ощущение, что «451 градус по Фаренгейту» — любимая настольная книга наших чиновников, — сетуют сотрудники развала.
Не снесут, а облагородят. Но это не точно
21 ноября власти Ростова поспешили успокоить общественность города: книжный развал никуда не денут, а совсем даже наоборот — облагородят к чемпионату мира по футболу. На площади 22 квадратных метра построят красивую деревянную будку со столами и стеллажами. Чиновники из городского комитета по торговле и бытовому обслуживанию уверены, что такая зона будет гармонично вписываться в городскую среду, и к концу марта 2018 года ростовский книжный развал станет своеобразной изюминкой города.
— Люди прочитали новости и начали нас поздравлять. Но очень преждевременно! Мы должны будем очистить территорию, вывезти все книги. Куда? А потом нам разрешат участвовать в торгах, и, если мы их выиграем, дадут аж 22 квадратных метра. Поясняю: 22 метра — это коробка 4,5х5 метров, даже чуть меньше. На ней наши книги не поместятся. Это предложение равносильно полному уничтожению, — говорят сотрудники книжного развала. — Всё сносить и строить заново, разумеется, придется за свой счет.
Ну а пока ростовчане продолжают борьбу за книжный развал в том месте, где он им так полюбился. На момент публикации под письмом, которое отправят губернатору Голубеву, подписались почти 2500 человек. Параллельно идет сбор на сайте Charge.org, где свою подпись поставили около 800 пользователей.
Фото: Александр Подопригора