Сегодня в ростовских кинотеатрах стартовал прокат нашумевшего фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда». Споры вокруг картины возникли задолго до выхода на экраны благодаря активному протесту некоторых общественных и религиозных деятелей. Впрочем, в день премьеры в Ростове было спокойно, никаких акций протеста не проводилось. И вообще ничто не намекало, что в кинотеатре сейчас показывают скандальный фильм.
Похоже, что владельцы кинотеатра «Большой» просто решили лишний раз не дразнить подогретую скандалом публику. В галерее торгового центра, ведущей к кассам кинотеатра, корреспондент портала 161.ru не обнаружил ни одной афиши, объявляющей о начале показа «Матильды», хотя другие фильмы анонсировались весьма активно. При этом, несмотря на будний день и утренний час, зал был наполнен почти наполовину.
— Сегодня людей больше, чем обычно. Просто фильм хороший, — сказал кассир, протягивая билет.
Публика пришла серьезная и сосредоточенная. В зале царила полная тишина: не слышно было даже привычного хруста попкорна. А когда у одного из зрителей неожиданно зазвонил телефон, ему тут же напомнили, что он находится не в офисе. Впрочем, сама картина вовсе не провоцировала на трепетное отношение к ней. По жанру это скорее классическая мелодрама, чем исторический фильм. Красочные декорации, исторические костюмы, традиционные голливудские спецэффекты — все это настраивает зрителя на приятное времяпрепровождение перед экраном, чем на серьезный анализ исторических фактов.
Наверное, в картине действительно много исторических несоответствий, и поборники достоверности в чем-то правы. Но относить ее к жанру фэнтези, как недавно предложил пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, все же не стоит. Вполне достаточно простого определения «художественный фильм». Ведь не вызвал столько ожесточенных споров недавно вышедший в прокат «Гоголь», который авторы превратили в триллер, откровенно напоминающий знаменитую «Сонную лощину».
Алексей Учитель, как всякий серьезный художник, творит свой собственный миф. И исторические персонажи здесь нужны во многом для понимании идеи. «Матильда» — картина не об интрижке последнего русского императора с танцовщицей, а, скорее, о сложном выборе, который предстоит сделать человеку, которому с рождения суждено сесть на престол огромной страны. Метания Николая II между двумя женщинами — балериной Матильдой Кшесинской и невестой, принцессой Алисой Гессен — это последняя отчаянная попытка избежать то страшной участи, которая ждет царя в будущем.
А в том, что это будущее ужасно, у зрителей нет никакого сомнения. На это намекает множество символов, присутствующих в картине. Это и вымышленные сцены неожиданного ранения Александры Федоровны императорской короной, и падение Николая II в обморок во время коронации, и исторически достоверная давка народа на Ходынке. Кстати, если бы почитатели святого страстотерпца не были так сосредоточены на физиологических подробностях его личной жизни, они бы могли увидеть в этих символах параллели с житиями святых, которые, как известно, тоже периодически видели разные пророческие знамения.
В целом образ царя у Алексея Учителя получился очень человечным. У зрителя последний император вызывает сочувствие и симпатию гораздо больше, чем, скажем, «монументальный» Александр III, сыгранный 20 лет назад Никитой Михалковым.
Большинству зрителей, с которыми удалось пообщаться корреспонденту портала 161.ru, сразу после премьеры «Матильда» понравилась, однако из-за скандала они, похоже, ожидали чего-то большего.
— Хороший фильм, но я, честно говоря, так и не поняла, почему вокруг него было так много шумихи. Обычная мелодрама, — сказала одна из посетительниц кинотеатра.
Напомним, скандал вокруг фильма «Матильда» разгорелся в ноябре 2016 года. Выход трейлера, а также попадание в сеть интернет сценария картины вначале вызвали упреки режиссеру в исторических несоответствиях, а затем, во многом благодаря депутату Госдумы Наталье Поклонской, и в оскорблении религиозных чувств верующих. Против показа «Матильды» высказались глава Чечни Рамзан Кадыров и зампред правительства Дагестана Анатолий Карибов, а единственный кинопрокатчик в Ингушетии и вовсе отказался от трансляции. Сам Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг картины бесполезной и подчеркнул, что судить о фильме можно только после его выхода на экраны.
Фото: Матильда. Официальный трейлер/Youtube.com