Недавно сотрудники органов следствия отметили свой профессиональный праздник. Корреспондент 161.ru пообщался с руководителем Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации и узнал о его работе и личной жизни.
Уроженец Ставропольского края, полковник юстиции Максим Ткаченко работает в органах прокуратуры и следствия уже более 14 лет. На вопрос «Почему вы выбрали для себя такую профессию?» руководитель Южного СУТ пожимает плечами и скромно отвечает, что, наверное, так должно было произойти.
– Я поступил в Ставропольский государственный университет, чтобы получить профессию юриста. Во время учебы уголовное право мне было ближе и интереснее, чем другие предметы, преподаваемые в вузе. Когда я поступил в аспирантуру этого университета, выбрал темой своей диссертации «Вымогательство. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты». После ее окончания в 2002 году мне предложили место в прокуратуре Грозненского района Чеченской Республики, я согласился. Начинал свой профессиональный путь с обычного следователя, потом меня назначили на должность прокурора отдела управления по надзору за расследованием преступлений прокуратуры Чеченской Республики, – рассказал 161.ru Максим Ткаченко.
Тогда в Чечне действовал режим контртеррористической операции. Максиму Ткаченко и его коллегам довелось расследовать много громких дел о террористических актах. Например, в 2005 году под руководством следователя прокуратуры Чеченской Республики Константина Криворотова, (который, кстати, является уроженцем Ростова) они расследовали уголовное дело, возбужденное в отношении банды, состоящей из 23 человек. Участники этой преступной организации совершали террористические акты и убивали сотрудников правоохранительных органов. В результате слаженной работы следователей каждого из установленных преступников осудили к длительным срокам лишения свободы, вплоть до пожизненного заключения.
В 2005 году Максим Ткаченко перевелся в прокуратуру Ставропольского края и занял должность прокурора отдела по надзору за расследованием преступлений. Спустя несколько лет в рамках прокуратуры создали Следственный комитет РФ, и Максима Ткаченко назначили на должность заместителя руководителя Пятигорского межрайонного следственного отдела.
В октябре 2009 года он стал руководителем следственного отдела по Кисловодску следственного управления СК России по Ставропольскому краю и пробыл в этой должности четыре года. В 2013 году он стал заместителем руководителя следственного управления СК России по Республике Дагестан. А 31 октября 2016 года президент Владимир Путин назначил Максима Ткаченко руководителем Южного следственного управления на транспорте СК России. Исполнять свои обязанности он начал с 22 ноября.
Спустя месяц после вступления в должность Максим Ткаченко и его коллеги приняли участие в расследовании уголовного дела о крушении самолета Ту-154 в Черном море. Как ранее сообщалось, на борту находились 92 пассажира, в том числе два выпускника Ростовской консерватории.
– Я лично выезжал на место падения лайнера, когда сотрудников руководимого мной управления включили в следственно-оперативную группу. Всего там от нашего управления работали десять следователей и следователей-криминалистов. Мы осматривали фрагменты воздушного судна, которые поднимали со дна и поверхности Черного моря. Вместе с сотрудниками МЧС и Минобороны ходили на спасательно-водных судах и доставали обломки самолета, фиксируя со специалистами точное место, где они лежали, осматривали и идентифицировали их, – сообщил Максим Ткаченко.
В компетенцию Максима Ткаченко и сотрудников его управления входят рассмотрение сообщений и расследование уголовных дел о происшествиях и преступлениях, связанных с водным, воздушным и железнодорожным транспортом, и таможенной сферы. Они работают на территории Северо-Кавказского, Южного федерального округов и части Приволжского федерального округа.
Кроме того, одно из самых приоритетных направлений в деятельности управления – это защита детей. Например, следователи управления направили в суд уголовное дело в отношении 64-летнего жителя Воронежа. В июле 2015 года он ехал в поезде Москва–Адлер и в районе станции Шахтная совершил насильственные действия сексуального характера в отношении 12-летней девочки. Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 14 лет в исправительной колонии строгого режима.
– К сожалению, очень часто трагедии на железной дороге происходят с детьми и молодыми людьми. Ростовская области не исключение. Например, в мае 2017 года 22-летний студент РГУПСа, переходя железнодорожные пути в наушниках, не услышал подаваемые машинистом поезда сигналы и был смертельно травмирован. Жизнь только начиналась и так быстро оборвалась, – рассказал Максим Ткаченко.
На особом контроле у сотрудников Южного СУТ СК России стоят коррупционные дела. Например, сейчас расследуется уголовное дело, возбужденное в отношении заместителя начальника одного из подразделений ОАО «РЖД» Дмитрия Ф. Он, по версии следствия, за взятку в 3 млн рублей пообещал заместителю директора ООО «Геотехника-Юг» заключить без проведения аукциона договор на очистку железнодорожных путей.
Работникам Южного следственного управления на транспорте приходится заниматься большим количеством уголовных дел, но от этого качество расследований не страдает. Работой своих подчиненных руководитель доволен.
– Я бы оценил своих сотрудников как достойных и работоспособных. Кроме того, по моему мнению, они способны на большее, к чему мы все и стремимся. Для того, чтобы работать в уголовно-правовой сфере, нужно быть ответственным, порядочным и целеустремленным человеком. Это основополагающие качества. В нашей работе морально сложно правильно давать оценку тем или иным действиям как преступника, так и потерпевших. Последние могут спровоцировать противоправные действия в отношении них. В моей практике было много таких примеров. Один убил другого, мы спрашиваем: «Почему?», а он отвечает: «Этот человек оскорбил мою мать». Также бывают и «взятки-провокации». Приходят люди и просят о помощи, протягивая конверт с купюрами, уговаривают войти в их положение, а потом заявляют, что у них вымогали деньги. Все эти обстоятельства необходимо устанавливать, давать им оценку, разграничивать преступные действия от непреступных, а это очень нелегко. Нужно разбираться в тонкостях, деталях, вникнуть в ситуацию, – поделился своим мнением Максим Ткаченко.
График у Максима Ткаченко ненормированный. Рабочий день руководителя начинается очень рано, а позвонить по важному делу ему могут и среди ночи. Поэтому телефон он не выключает никогда, даже в отпуске.
– Сотрудники Южного следственного управления на транспорте дежурят круглосуточно и находятся всегда в «боевой готовности». Они постоянно на связи с сотрудниками полиции, ФСБ, МЧС, таможни и другими службами. Если им поступает какая-то серьезная информация о совершенных преступлениях, они незамедлительно докладывают ее мне. По всем другим сообщениям о происшествиях и преступлениях я получаю ежедневный отчет, – поделился Максим Николаевич.
Супруга Максима Ткаченко с пониманием относится к большой занятости мужа на работе. Это и неудивительно, ведь она сама сотрудник Следственного комитета. Правда, сейчас жена Максима Ткаченко в декрете. Два месяца назад она родила девочку. У Максима Николаевича и его супруги есть еще десятилетний сын, который, как и родители, хочет заниматься расследованиями.
– Я бы не хотел, чтобы ребенок пошел по моим стопам. Это достаточно сложная и ответственная работа, которая отнимает много личного времени. Но если он все-таки решит связать свою жизнь с правоохранительными органами, то я препятствовать не буду. У него есть склонности к расследованиям. Когда играет в свои игры, говорит: «Преступника установил!». Я у него спрашиваю: «Как ты установил?», а он отвечает: «На 100%, ДНК уже совпало». Сам не знаю, откуда он этого набрался. Я с ним об этом не говорил. Может, из телевизора нахватался, – рассказал Максим Ткаченко.
По словам Максима Ткаченко, работа, конечно же, наложила на него свой отпечаток. Когда он общается с людьми, которые не работают в этой сфере, те сразу замечают по его вопросам и ответам, что с ними говорит следователь.
– Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить коллег с наступающими праздниками – десятилетием со дня образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и 300-летием «майорских» следственных канцелярий при Петре I и создания системы следственных органов Российского государства. Хочу пожелать им крепкого здоровья, благополучия, выдержки, успехов на службе. И, естественно, всегда и везде, при любых обстоятельствах с честью нести высокое звание офицера Следственного комитета Российской Федерации, – добавил Максим Ткаченко.
Фото: пресс-служба Южного следственного управления на транспорте СК России