Ростовчанин Вадим Манукян составил петицию на Change.org, где раскритиковал «Голубой огонек» на российском телевидении, и в одночасье стал популярным. С ним «говорят звезды», у него берут интервью. Другие жители России на «петиционных» сайтах пытаются отстаивать права инвалидов и бороться с шапочкой Залдостанова. Работает ли эта форма диалога с властью и кому она нужна?
Автор петиции против Пугачевой уже не впервые оказывается в прицеле внимания СМИ. Раньше он требовал понизить зарплату премьер-министру до 15 тысяч рублей и запретить пранкеров. Народ соглашался, подписывал, но славы не было. И вот Вадим Манукян покусился на святое, на новогодний эфир Первого канала, который каждый год одинаково отвратителен, но почему-то именно в этом году чаша терпения россиян оказалась переполнена. Петиция набрала огромное количество подписей, вызвала гнев Примадонны и ее свиты. И даже сам Константин Эрнст прокомментировал ситуацию в духе: «Мне тоже не нравится, но что я могу сделать?».
Надо заметить, что и народ вошел во вкус. Теперь в соцсетях под каждым возмущенным постом обязательно появляется комментарий: «А давайте напишем петицию!».
Порой идеи, терзающие наших соотечественников, потрясают воображение. Особенно те, которые касаются популярных персон. Например, в прошлом году общественность обратилась к председателю комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елене Мизулиной с требованием провести беседу с разводящимися Ольгой Бузовой и Дмитрием Тарасовым. Народ хотел, чтобы пара непременно сохранила семью. Или был случай, когда прекрасная половина общества обиделась на Николая Баскова за то, что он спел о женщинах, «от 151 и выше», имея ввиду их рост. И в ответ на одном из сайтов появилась петиция в защиту дам низкого роста, с просьбой объяснить Николаю, что он занимается дискриминацией. А недавно глас народный в очередной раз воззвал к самому знаменитому байкеру страны Александру Залдостанову. Общественность активно собирает подписи для того, чтобы принудить Хирурга соблюдать правила хорошего тона и снимать шапочку в помещении.
Любопытно, что если набрать 100 тысяч подписей на одном из официальных «петиционных» сайтов, то любое странное предложение должно быть рассмотрено на очередном заседании в Госдуме. Там, как мне кажется, любят удивительные инициативы. На этом сайте тоже немало поразительного. Например, требование расформировать МЧС, перенести Госдуму, Совет Федерации и Верховный суд РФ в город Красноярск, выдавать по двухкомнатной квартире всем семьям с ребенком и даже «отменить всем все льготы».
Печально, что слово «петиция» становится синонимом массовой истерии и спама от безделья. Многие предлагают написать петицию, чтобы запретить петиции, мол, так уже раздражают эти воззвания в соцсетях. Наверное, однажды так и случится. И тогда громко сказать о действительно важных вещах станет очень сложно.
Почему эта форма диалога с властью так популярна? Да потому что других способов «достучаться до небес» и быть услышанными практически нет. Депутаты кивают головами и напрочь забывают об обещанном. Государственные учреждения занимаются отписками. Чиновники обещают вмешаться, но сетуют, что «денег нет, но вы держитесь». Поэтому и нашел народ такой способ громко заявить о насущных проблемах.
И ведь есть случаи, когда «глас народа» действительно слышат и ситуация волшебным образом меняется. Многие помнят историю о сироте-инвалиде девочке Эле, которую всем миром определили в приемную русскоязычную семью в Германию. Или о том, как с помощью петиций добились права посещать больных в реанимации. Отстояли больницу для бездомных в Москве, выбили жилье старушке-ветерану войны, сохранили квартиру больной раком должнице. И все это на фоне вот этого сюрреалистического спектакля с замечаниями артистам и депутатам.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com