Левая полусредняя гандбольного клуба «Ростов-Дон» и сборной России Владлена Бобровникова стала лучшим бомбардиром исторического полуфинала с Норвегией и помогла сборной выиграть золото Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро-2016. После возвращения в Ростов спортсменка рассказала 161.ru о помощи паралимпийцам, речи перед Владимиром Путиным и различиях между Евгением Трефиловым и Яном Лесли.
Победа гандболисток стала одной из самых ярких моментов прошедшей Олимпиады. Владлена Бобровникова была одним из лидеров команды Евгения Трефилова, сборная спустя 36 лет после триумфа сборной СССР вновь завоевала золото гандбольного турнира. В Рио Бобровникова отличилась 29 раз в восьми играх (больше среди россиянок только у MVP соревнований – Анны Вяхиревой. – Прим. ред.) и заработала судьбоносный семиметровый в игре против Норвегии, который вывел команду в финал.
Игра с Норвегией была матчем жизни
Тысячи людей встречали команду в аэропорту «Шереметьево», утопив триумфаторов игр в подарках и цветах. Спустя несколько дней после этого стало известно, что гандболистки решили перечислить 1,5 млн рублей паралимпийской сборной, которая из-за допингового скандала была отстранена от участия в играх.
– Инициатива поддержать паралимпийцев пошла от президента Федерации гандбола России Сергей Шишкарева,- говорит Влада. - Мы, конечно, его поддержали, потому что это просто нечеловеческая несправедливость, когда люди, несмотря на свои недуги, профессионально занимаются спортом, стремятся к вершине, а их лишают такой возможности. Я до сих пор негодую по этому поводу, это несправедливость в квадрате.
– Вы ведь тоже были в подобной ситуации и только за несколько дней до Рио МОК допустил сборную к участию в Олимпиаде. Какая атмосфера была в команде в тот момент?
– Было очень неприятно, когда ходили все эти слухи. Мы старались не читать Интернет и не смотреть ТВ, находились в подвешенном состоянии. Евгений Трефилов тогда сказал: «Наше дело тренироваться, готовиться, а там уже как будет, так и будет».
– Какая задача стояла перед командой до старта соревнований и когда сами поняли, что можете взять золото?
– Евгений Васильевич (Трефилов. – Прим. ред.) перед Олимпиадой сказал, что хочет вернуться с чем-то тяжелым на шее. Любому спортсмену-максималисту хочется стать первым, но я старалась не думать о золоте, чтобы не нагнетать эмоции. Нужно идти шаг за шагом, настраиваться на каждую игру, собирать силы, отдавать все, и тогда результат придет.
– Полуфинальный матч против Норвегии, по мнению специалистов, стал предопределяющим в борьбе за золото. Этот поединок уже окрестили «битвой года». Какой вы запомните эту игру?
– Когда раньше журналисты спрашивали, какой матч для меня самый важный, я говорила, что все еще впереди. И вот этот момент настал: матч с Норвегией, который мы выиграли со счетом 38:37, действительно стал тяжелейшим в моей жизни, самым важным. Они – двукратные олимпийские чемпионки и вообще чемпионки всего, чего угодно. После той игры я просто упала от бессилия, не было ни сил, ни эмоций. У меня была истерика, я плакала и радовалась.
– А всего через день команде предстоял финал с француженками. Тяжело было настроиться на решающий бой после такого выброса эмоций?
– Было одновременно и тяжело, и легко. Тяжело в том плане, что я игре с норвежками отдала все силы, а в запасе был лишь один день, чтобы восстановиться для финала. Но мы уже обыгрывали француженок в группе, поэтому чувствовали, что сильнее их. Осознавали, что у нас уже есть медаль, однако хотелось большего.
Речь для Путина писали с мамой всю ночь
– По ходу турнира главного тренера сборной Евгения Трефилова часто упрекали в излишней эмоциональности и жесткости.
– Он всегда разный. Может орать и настраивать, а может как перед матчами с Анголой и Норвегией сказать, что у нас все обязательно получится и не нужно нервничать. В быту он абсолютно спокойный, может пошутить и всегда приходит на помощь. Главное – это победы, и когда чувствуешь их вкус, то все обиды забываются. Евгений Васильевич после игр перед нами извиняется. Мы сами понимаем, что в пылу страстей, на нервах он может что-то сказать. Когда я слежу за игрой со скамейки, тоже испытываю подобные эмоции и начинаю понимать, насколько трудно руководить женским коллективом. Кстати, когда мы летели из Рио, он в самолете сказал, что нас любит. Девочки даже записали этот момент на видео (Смеется.).
– В сборной вы работаете с Евгением Трефиловым, а «Ростов-Дон» тренирует человек, которого можно назвать его антиподом – Ян Лесли. С кем комфортнее тренироваться?
– Они просто две противоположности – один живет на Марсе, а другой на Земле. Это два абсолютно разных тренера с разным видением гандбола и стилем. Лесли более европейский, Трефилов – воспитанник советский школы. И тот, и другой отлично работают. Мне всегда интересно следить, как меняются их тренировки и подход.
– В аэропорту «Шереметьево» команду встречали сотни людей с плакатами и подарками. Ожидали такого ажиотажа?
– Было очень приятно. Мы вышли в коридор, а там цветы, подарки, шарики повсюду. Постепенно начало приходить осознание того, что мы – олимпийские чемпионки. Я больше всего хочу, чтобы люди знали, что такое гандбол, играли в него, а наши золотые медали как-то поспособствовали этому.
– В Кремле вы выступали перед президентом Владимиром Путиным. Долго готовили речь?
– Когда узнала, что буду выступать перед президентом, то полночи не спала. Для меня это была очень ответственная задача. Придумать речь мне ночью помогала мама в телефонном режиме. Перед выступлением в Кремле волновалась, наверное, больше, чем перед игрой с Норвегией.
Все мои мысли связаны с «Ростов-Доном» и Лигой чемпионов
– Ваш избранник – Федерико – любит преподносить сюрпризы. Как он встретил вас после победы в Рио?
– Из Москвы я полетела к нему на Сардинию. Он пообещал, что приедет встречать меня один, но когда я вышла из самолета, то увидела более 20 человек с шариками и плакатами, которые поздравляли меня. Потом мы поехали на вечеринку у моря, которую Федерико организовал специально в мою честь, и подарил мне платье. Через несколько дней он вернется в Ростов, и наша семья вновь воссоединится.
– Команда с июня готовилась к Олимпиаде, а теперь вам предстоит длинный сезон в «Ростов-Доне». Успели отдохнуть за последнюю неделю?
– После больших побед очень тяжело перестроиться. На первой тренировке Ян Лесли дал особенно много беговых упражнений. Думаю, что через пару тренировок я войду в рабочий ритм. Сейчас все мои мысли связаны с «Ростов-Доном» и Лигой чемпионов. Никогда не забуду эти победы, но пора уже переключаться на клубные цели, сейчас для меня они в приоритете.
Фото: Фото автора