Легальным таксистам хотят официально разрешить движение по выделенной полосе для общественного транспорта. Таксопарки смогут рассчитывать и на субсидирование процентных ставок по кредитным и лизинговым программам на закупку техники. При помощи таких мер региональные законодатели собираются вывести этот бизнес из тени и нивелировать последствия достаточно жесткого федерального закона о такси. Ожидается, что соответствующие поправки к областному закону о такси будут приняты 18 февраля.
Поправки обсуждались на минувшей неделе в ходе совещания у председателя комитета по транспорту и связи донского парламента Евгения Шепелева. Собравшиеся сошлись во мнении, что в условиях кризиса не стоит слишком сильно давить на бизнес, поэтому было решено стимулировать легально работающие таксопарки.
«Если мы освободим таксистов от крупных штрафов и позволим им официально пользоваться выделенной полосой, они будут заинтересованы в работе. В Москве, например, это уже разрешено. К маю в нашем городе будут установлены специальные видеокамеры, контролирующие общественную полосу, и все автомобили, которые пока незаконно заезжают на нее, уйдут. Так что транспорт по выделенной полосы будет ездить довольно быстро», – заявила начальник отдела по координации работы предприятий автомобильного транспорта минтранса РО Светлана Хабарова.
В качестве дополнительной мотивации легальным таксопаркам законодатели хотят обеспечить субсидирование процентной ставки по кредитам.
«Сейчас, например, в банке "Центр-Инвест" процентная ставка составляет 16% в год. С помощью субсидий мы сможет ее снизить до 7%. Для предпринимателей это очень хорошее подспорье, если они собираются расширить парк автомобилей» – заявил Евгений Шепелев.
Чтобы предоставить льготы таксистам, их нужно легко отличать на дорогах, считают чиновники. Поэтому еще одним вопросом, поднятым на совещании, стал внешний вид и цвет автомобилей. Единого мнения на этот счет не сложилось, и областные законодатели оставили вопрос о цвете такси на откуп федеральным властям. Ожидается, что общие требования к облику машин будут сформулированы федеральным центром к чемпионату миру по футболу. Представители ГИБДД лишь настаивают на нанесении на двери и крышу автомобилей логотипов таксопарков. Одних "шашечек" на крыше, по их мнению, недостаточно, поскольку недобросовестные таксисты после посадки пассажиров часто их убирают.
«Здесь важна юридическая сторона вопроса. Одно дело – предоставить в суд фотографию автомобиля с опознавательными знаками такси, и совсем другое – обычной шестерки», – считает госинспектор ОГИБДД УВД по Ростову Валерий Рогожин.
Помимо внешнего облика автомобилей участники встречи обсудили лицензирование деятельности таксопарков. По замыслу законодателей, разрешения на извоз нужно давать за установленную плату. Какова будет эта плата и как ее рассчитывать, пока не ясно. Руководитель объединения таксомоторных перевозчиков области Сергей Карпенко предложил использовать опыт других регионов. По его данным, в Тульской области лицензия стоит 2000 рублей, а в Краснодарском крае – 3000 рублей.
По мнению Евгения Шепелева, нововведения не должны отразиться на стоимости проезда.
«Я не думаю, что цены на поездки в такси с принятием закона сильно вырастут, потому что все хотят работать, а на рынке сегодня довольно жесткая конкуренция. После введения новых правил количество машин сократится примерно на треть. Сейчас выдано 42 тысячи разрешений, а будет тысяч 30. Этого вполне достаточно. Даже в Санкт-Петербурге в транспортном департаменте считают, что для их города вполне достаточно пяти-семи тысяч такси», – сказал Шепелев.
По данным НП «Объединение таксомоторных перевозчиков», 80% ростовского рынка такси контролируют нелегальные игроки, поскольку деятельность диспетчерских служб, распределяющих заказы, не регламентируется законом. Компаниям выгодно работать с нелегалами, так как это позволяет экономить на налогах.
Напомним, федеральный закон №69, регулирующий правила работы таксистов, вышел еще в 2011 году. Он обязывает каждое такси иметь таксометр, квадраты-шашечки на кузове и прописывает необходимость прохождения техосмотра каждые шесть месяцев. Перевозчикам вменяется в обязанность проводить техобслуживание, ремонт автомобилей и регулярно контролировать техническое состояния легковых такси перед выездом на линию. Однако участники теневого рынка постоянно отыскивали способы, чтобы обойти закон. В результате таксопарки, работающие в рамках правового поля, оказались в невыгодном положении перед недобросовестными конкурентами.
В начале января появилась информация, что к марту Госдума планирует принять новый закон о такси, который меняет легалов и нелегалов местами. Он предусматривает увеличение штрафов до 30-50 тысяч для участников теневого рынка и ответственность диспетчерских служб, сотрудничающих с нелегалами.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com