Ростовский областной суд не нашел оснований для переноса процесса по делу украинского штурмана Надежды Савченко в Донецк (РФ). Доводы адвоката украинки Ильи Новикова судья Александр Дегтярев счел несостоятельными и неубедительными, ходатайство о переносе рассмотрения в Москву отклонено.
У входа в Ростовский областной суд, куда было подано ходатайство о переносе дела Савченко в Москву, утром пятницы был аншлаг. За воротами пикет выставили активисты Национально-освободительного движения, во дворе – очередь из журналистов на досмотр. На заседание аккредитовались десятки СМИ, причем основная масса – «федералы», представители общероссийских телеканалов и информагентств.
Тем не менее в охлажденном до критических показателей зале места хватило всем. Надежда Савченко участвовала в процессе по видеоконференцсвязи из СИЗО. Заседание началось в положенные 10:00. После того, как были улажены необходимые технические вопросы и процессуальные формальности (в частности, Надежда заявила, что видит у себя только судью, и попросила вывести ей весь зал), к изложению своих доводов приступил адвокат Илья Новиков.
Суть ходатайства защиты он разложил по полочкам, назвав три основных довода за перенос процесса из Донецка (РФ) в Москву. Новиков начал с описания «гигантской суммы неоправданных судебных издержек, связанных с затратами на проезд» и привел примерную калькуляцию расходов. По его подсчетам, только проезд свидетелей, живущих в Москве, Подмосковье, Воронеже, Санкт-Петербурге и других регионах, в ростовский Донецк обойдется в 105 508 рублей. Это – нарушение норм европейского права, поскольку в случае обвинительного приговора возмещать затраты, вероятнее всего, придется Надежде Савченко.
Второй аспект – возможные сложности с информированием и вообще прибытием участников процесса в Донецк. Здесь Илья Новиков привел самый свежий пример: 10 из 11 потерпевших по разным причинам не приехали на сегодняшнее заседание, а одного вообще не смогли проинформировать. Защитник заявил о риске того, что участники процесса и эксперты могут также под разными предлогами уклоняться от участия в суде на территории города, не имеющего прямого железнодорожного сообщения с Москвой.
В суд предстоит вызвать 59 свидетелей и 11 потерпевших. Потерпевшие проживают в Московской области и Москве (по два человека соответственно), в Санкт-Петербурге (три человека), Воронеже (три человека) и Ямало-Ненецком автономном округе (один человек). 10 потерпевших прислали в суд бумагу о том, что они против переноса дела из Донецка (РФ), с одним человеком суд связаться не смог.
Третий довод касался вопросов безопасности. Ранее Надежда Савченко в своем обращении к руководителям международных организаций писала, что опасается за жизнь матери и сестры (она является свидетелем защиты) в городе, расположенном на границе с территориями, которые контролирует ополчение.
«Вход на территорию суда пикетируют граждане, явно агрессивно настроенные, а в Донецке таких граждан может быть больше, и они будут настроены серьезнее, – пояснил Новиков. – Москва – мирный город, в пяти километрах от него не идет боевых действий».
Предложение защиты – перенести рассмотрение дела именно в столицу, а идеальный вариант – в Гагаринский районный суд Москвы. Адвокат отметил, что этот вариант будет особенно удобен всем троим адвокатам Савченко.
Эту фразу Новикова «по полной» использовали в своих интересах представители обвинения. Прокурор Кузнецов, изложивший согласованную позицию своей стороны, упрекнул адвокатов в желании не защищать интересы украинки, а организовать работу с максимальным удобством для себя. «Прошлись» обвинители и по другим доводам Ильи Новикова.
«Потерпевшие и свидетели проживают в разных районах РФ и за ее пределами, невозможно отдать предпочтение какому-либо одному населенному пункту», – так отозвался Кузнецов о выборе Москвы в качестве места для процесса по делу Савченко.
Чтобы избежать больших транспортных расходов, он предложил допрашивать свидетелей и экспертов в режиме видеоконференцсвязи. А по поводу вопросов безопасности отметил, что ни Надежда Савченко, ни ее родственники не обращались пока в официальные органы за обеспечением особых мер. Как и не жаловались на безопасность в Донецке потерпевшие.
Обстановка накалилась, когда участники процесса перешли к обмену репликами.
«Донецкий городской суд – самый худший суд РФ с точки зрения обеспечения безопасности. Донецк – это такой полуанклав, который "уходит" в Украину, и об обеспечении безопасности там речи идти не может», – сказал Илья Новиков. Он также поставил под сомнение возможность соблюдения законной процедуры при вызове в качестве свидетелей иностранных граждан – их должны приглашать через дипломатов и Минюст – и пообещал множество вопросов к прокурорам, если процедура не будет соблюдена.
Надежда Савченко в своей реплике заявила, что, если бы защитники не представляли ее интересы, то она сама бы их уже уволила. И посочувствовала потерпевшим: «Потерпевшая сторона не заявляет об опасности, потому что в РФ это считалось бы экстремизмом, и они бы сидели сейчас в соседней со мной камере. И я их за это могу понять и простить».
Гособвинение вновь сыграло против защиты ее же словами, на этот раз сделав акцент на возможных сбоях при вызове свидетелей: «А если они не явятся в суд в Москве, то получится, что права Савченко не будут ущемлены?»
Выслушав всех участников заседания, судья на полтора часа удалился в совещательную комнату. Оглашение решения он назначил на 13:00, предварительно поинтересовавшись у Надежды, не повлияет ли выбор времени на график приема пищи в ее СИЗО. Та заявила, что ей все равно, главное, чтобы суд работал быстрее. Перед перерывом она попыталась сказать что-то сестре Вере, которая в платье-вышиванке пришла поддержать близкого человека, но в СИЗО связь оперативно «обрубили».
Полуторачасовой перерыв завершился небольшим эксцессом. В прошлом киевский, а ныне ростовский блогер и журналист Сергей Рулев решил высказать свое неудовольствие мужчине, который сопровождал Веру – на шее у него был платок желто-синей расцветки. Рулев сказал, что это его оскорбляет, и отпустил несколько нелицеприятных слов в адрес сторонников майдана и американцев.
«Вас это раздражает, но на вас надеты американские джинсы. Что ж вы их не снимете?» – съязвила Вера Савченко. Развития конфликта не допустили приставы, попросившие не занимать проход, и сам судья, который вскоре вернулся в зал.
Чтобы озвучить решение, потребовалось несколько минут. Александр Дегтярев отметил, что география мест жительства участников процесса не позволяет отдать предпочтение какому-либо одному муниципальному образованию. Доводы о затруднениях явки свидетелей он назвал несостоятельными, ссылаясь на достижения современной техники. Доводы об опасности для жизней матери и сестры Савченко суд оставил без правовой оценки. Итого: «ходатайство защитника оставить без удовлетворения».
Надежда Савченко встретила решение эмоциональными возгласами «Слава Украине!» и «Украина победит!», после чего связь с СИЗО снова экстренно «обрубили». Вера Савченко в разговоре с журналистами объяснила поведение своей сестры тем, что у нее просто кончилось терпение, и назвала произошедшее «не судом, а оформлением приказов». Инициатор ходатайства, Илья Новиков, заявил, что особых надежд на перенос дела в Москву защита и не питала. А образовавшийся почти месячный перерыв провела с пользой для дела – в частности, получены переводы экспертиз, с помощью которых адвокаты намерены доказать несостоятельность обвинений. Обжаловать решение Ростовского областного суда защита не будет.
«Вчера в СИЗО я получил от Надежды Савченко инструкцию не обжаловать это решение, – рассказал Илья Новиков журналистам. – Она хочет, чтобы суд начался и закончился как можно раньше».
По обвинениям в убийстве, покушении на убийство граждан РФ и незаконном пересечении границы гражданке Украины грозит высшая мера наказания для женщин в РФ – 25 лет лишения свободы.
Фото: Фото автора