Жара и дожди превратили ростовские кладбища в непроходимые джунгли. Из-за бурного роста зелени пройти можно только по центральным аллеям, а вот добраться до могил, стоящих в глубине, становится настоящей проблемой.
На Верхне-Гниловском кладбище, нужно отдать должное его работникам, у центрального входа трава скошена, там, где свежие подзахоронения – тоже порядок. А вот со старыми могилами – мрак. И врагом тут являются не только сорные растения, как амброзия или щирица, а вьющийся дикий виноград, из-за которого не видно ни крестов, ни памятников, ни прохода между могилами. Дикий виноград забрался даже на высокие деревья.
Территория кладбища ограничена тремя улицами: Портовой, Кулагина и Международной. До 1972 года, пока не открылось Северное кладбище, Верхне-Гниловское было одним из действующих погостов Ростова-на-Дону, затем на многие годы новые захоронения на нем были запрещены. Поэтому сегодня здесь много заброшенных могил. Тем не менее, когда на Северном кладбище обострилась ситуация с новыми местами, на Верхне-Гниловском возобновились подзахоронения в родственные могилы. На главной аллее установлен мемориал летчикам, погибшим при крушении вертолета в 1967 году. На месте захоронения советских воинов, погибших за освобождение Ростова, также установлен памятник.
Аналогичная ситуация с растительностью – на старом еврейском кладбище на улице Текучева, где также последние 15 лет разрешены подзахоронения. Захоронения здесь датируются началом ХХ века. И проблема в том, что потомки многих похороненных здесь погибли в Змиевской балке, а в послевоенные годы навсегда уехали жить в другие города или за границу. Потому дикий виноград так оплел некоторые могилы, что их не различишь в «шубе» из виноградных листьев.
Рабочие расчистили на этом кладбище дорожки, покосили траву, положили бордюры. За многими могилками также ухаживают только рабочие и смотритель кладбища.
«Бывает такое, что из-за границы приезжают родственники и наводят порядок сразу на нескольких могилах, ставят вместо старых рассыпающихся новые памятники, – говорят рабочие еврейского кладбища. – Хотя не исключено, что в Ростове остались потомки, которые и не знают о том, где похоронены их прадеды и прапрадеды. Ведь кладбище несколько десятилетий было закрыто».
Кстати, на этом кладбище похоронена известная революционерка Елена (Этель) Борко, известный журналист Соломон Гурвич, поэт Борис Габрилович, много выдающихся деятелей культуры, искусства, известные врачи и ученые. Также здесь находится склеп раввина, пятого Любавичского Ребе, которого очень почитают хасиды.
Сегодня практически на всех ростовских кладбищах рабочие борются с зарослями амброзии, щирицы и другой сорной травы. При этом сотрудники должны убирать дорожки, но не обязаны ухаживать за самими могилами, где трава поднялась выше пояса.
Фото: Фото автора