Рекомендацию сначала разобраться со «свистками», которым платят водители, а уж затем думать о повышении тарифа на проезд получили власти Ростова через сервис «Активный горожанин». Из мэрии ответили, что лишних звеньев в процессе пассажироперевозок нет. Секрет победы над нелегальными диспетчерами выяснял 161.ru.
Тему «свистков» поднял на днях в переписке с администрацией Ростова-на-Дону горожанин под ником Леонид.
«В районе главного ж.д. вокзала, на конечной остановке автобуса №3, увидел двух живописных граждан в трусах и стоптанных пляжных тапках. Они вроде как руководили движением, периодически оглашая окрестности лихим звонким свистом. Таких же личностей постоянно вижу на остановках «Буденновский–Садовая», «Ворошиловский–Садовая», «Пригородный автовокзал»... Что это за граждане и кому они подчиняются?» – задал вопрос чиновникам ростовчанин. Вторая часть вопроса сводилась к целесообразности существования звена и перспективе снижения расходов АТП при его ликвидации.
«Прошу ответить, зачем при наличии спутниковой связи, навигаторов GPRS, иных средств связи и контроля нужны эти типчики, собирающие наличную дань с каждого транспортного средства, следующего по установленному маршруту. Может, лучше сначала избавиться от них, а потом уже предлагать повысить цены за проезд?» – предложил Леонид.
Ответ горожанину дал и.о. директора департамента транспорта администрации Ростова-на-Дону Александр Варич. В тексте говорится, что весь подвижной состав, работающий на маршрутах, ходит по своим расписаниям. Однако соблюдать их иногда затруднительно «из-за перегруженности улично-дорожной сети». Частично графики помогают соблюдать линейные диспетчеры, которые находятся на начальных точках маршрутов «и на основных пассажирообразующих остановочных пунктах». Все они, сказано в письме, являются официальными сотрудниками АТП и имеют подтверждающие это документы.
«Участия посторонних лиц в осуществлении контроля за работой общественного пассажирского транспорта и фактов сбора денежных средств с водителей не установлено», – говорится в ответе за подписью Александра Варича.
Любопытно, что «свежий» ответ июля 2015-го точь-в-точь повторяет разъяснения, данные департаментом транспорта в уже далеком 2012 году. На форуме ростовской администрации сохранилась копия того документа. Как говорится, найди 10 различий.
Таким образом, получается, что «свистков» власти победили еще в 2012 году, и с тех пор на линиях ростовчане видят не просто «живописных граждан в трусах и стоптанных пляжных тапках», а линейных диспетчеров. Но тогда остается непонятным, почему официально трудоустроенные люди не «сидят на зарплате», а продолжают получать наличность от каждого водителя, и почему за все эти годы у «диспетчеров» не появилось какого-либо намека на униформу – хотя бы жилетки с соответствующей надписью.
Добавим, что горожане далеко не первый год требуют от чиновников разобраться со «свистками», которые заменяют в Ростове спутниковую связь и другие более современные формы контроля. Самый свежий случай публичного обсуждения проблемы – апрельская встреча главы администрации Ростова-на-Дону Сергея Горбаня с общественными советниками. Тогда в ответ на замечание о людях, которые подолгу задерживают автобусы на остановках, градоначальник заметил, что «регулировщиков» уже убрали. Еще ранее о решении проблемы «свистков» отчиталась глава дептранса Алла Лоскутникова.
Тем не менее и сегодня возле водительских дверей на остановках появляются молодые люди, сообщающие, сколько минут назад ушел «свой», сколько до «сарая» (большого автобуса), и сразу же получающие вознаграждение за свой труд. Но похоже, что вопросы существование такого бизнеса вызывает действительно далеко не у всех.
«Они следят за обстановкой. Если бы не они, каждый из водителей стоял бы столько, сколько хочет», – поделился своим мнением один из водителей. Он подтвердил, что со «свистками» расплачиваются наличностью, но назвал сумму незначительной.
«Лично мне они помогают. Транспорт у нас, сами знаете, как ходит, какое там расписание. А я езжу на 93-й маршрутке, она очень редко ходит. И ребята мне еще ни разу не отказали, всегда говорят, как давно была маршрутка, стоит ли ее дожидаться или быстрее на перекладных будет уехать», – рассказывает пассажирка общественного транспорта. Несколько опрошенных «диспетчеров» обсуждать свою работу с журналистами наотрез отказались. Лишь один из них приоткрыл завесу корпоративных тайн: «Если б это не было нужно, я б здесь, наверное же, и не стоял круглый год».
Фото: Фото из архива 161.ru