В четыре раза по статистике увеличивается продажа мороженого в летний период. Что скрывается за привлекательными этикетками, в преддверии высокого сезона намерены выяснить защитники прав потребителей. В торговой сети Ростова-на-Дону планируется закупить и проверить десять образцов популярного летнего лакомства.
Количество наименований мороженого в магазинах Ростовской области в летний период может исчисляться десятками. Товар – на любой вкус и кошелек: от «обычного» пломбира в вафельных стаканчиках до больших тортов с несколькими слоями и разнообразными начинками. Однако в департаменте потребительского рынка Ростовской области предупреждают: настоящим мороженым можно назвать далеко не все.
«Сегодня в России можно производить мороженое как по ГОСТу, так и по техническим условиям (ТУ). Оба документа не должны противоречить «Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию», который имеет статус федерального закона. Если мороженое выпускается по ГОСТу, растительные жиры в нем должны быть исключены полностью», – поясняет директор департамента Ирина Теларова.
Мороженое, изготовленное по ТУ (это – технические условия, которые на базе регламента разрабатывают сами производители), может содержать растительный жир. Но об этом производитель обязан упомянуть на этикетке: такой продукт должен называться «сливочно-растительным» (содержание молочного жира не менее 50%) или «растительно-сливочным» (содержание молочного жира от 30% до 50%). При этом информация о содержании растительных добавок должна быть заметной покупателю. Но самое важное – мороженое с растительным жиром не должно именоваться пломбиром, сливочным или молочным – в его составе единственным источником жира являются молочные продукты.
«Если на этикетке продукта есть ссылка на ГОСТ, то несоответствие мороженого требованиям указанного ГОСТа является нарушением прав потребителей», – комментирует руководитель региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» Евгений Мирошниченко.
Для исследования эксперты намерены купить в магазинах десять образцов продукции. Результаты исследований департамент потребительского рынка Ростовской области обещает придать широкой огласке. Добавим, что на сайте департамента уже имеется «черный список» продуктов. В нем представлены десять наименований мороженого, в их числе – и продукция известных брендов, к которым относятся с доверием.
Добавим, что к числу основных нарушений, допущенных производителями, является как раз-таки несоответствие жирно-кислотного состава требованиям законодательства. При этом определить обман самостоятельно практически невозможно: мороженое с растительным жиром и без на вкус практически неразличимы. Знатоки лакомства предлагают обращать внимание на поведение мороженого при жаре: «настоящее» лакомство начинает таять практически мгновенно, а продукт с растительными добавками может дольше сохранять первоначальный вид.
Впрочем, есть серия общих рекомендаций, которые помогут выбрать качественное мороженое:
хороший продукт начинается с температуры в холодильнике, где он хранится. На термометре «ледяной» витрины должно быть не выше -18°С. При более высокой температуре в мороженом могут появляться кусочки льда, а при разморозке – развиваться вредные микроорганизмы;
обратите внимание на внешний вид мороженого: упаковка не должна быть мятой, а сам продукт – деформированным. Это может означать, что его неправильно хранили, а чем это чревато, указано выше;
теперь об этикетке. Если производитель пишет, что мороженое произведено по ГОСТу, в составе не должно фигурировать каких-либо жиров растительного происхождения. Только сделанный по ГОСТу товар может именоваться мороженым молочным, сливочным или пломбиром. Надписи в стиле «пломбир с добавлением растительных жиров» – это, мягко говоря, лукавство;
и снова о пломбире. По ГОСТу, это – самый жирный сорт мороженого. Пломбир жирный содержит 15-20% молочного (и только молочного) жира, пломбир классический – 12-13%. Мороженое, содержащее 8-10% молочного жира, по ГОСТу называется «сливочное классическое», в «молочном жирном» – 4,5-6% жира, «молочном классическом» – 2,5-4%, в «молочном нежирном» – 0-2%;
особое внимание рекомендуется обратить на мягкое мороженое и замороженные йогурты, которые так любят предлагать своим посетителям в торговых и развлекательных центрах. СанПин отводит на «жизнь» партии такого продукта не более 18 часов.
Мороженое относительно редко, но все же может стать причиной пищевых отравлений. Наиболее крупный за последние годы случай был зафиксирован минувшим летом в Якутии. В августе 23 человека, в том числе 16 детей, попали в больницу после торжества по случаю дня рождения. Эксперты пришли к мнению, что причиной ЧП стали зараженные сальмонеллой яйца, которые использовали для изготовления мороженого.
Фото: Фото ГК Rugion