На северо-западе нашей Ростовской области, в Родионово-Несветайском районе, на окраине хутора Авилово стоит маленький саманный домик, возведенный еще в послереволюционный период моим прадедом, сыном атамана станичного, Андреем Алексеевичем Пятницыным.
Пройдя вглубь двора, можно оказаться в дивном саду, где весной соловьи запевают свои трели, на солнце переливается роса, где растет трава с поразительно-ярким зеленым цветом, сквозь которую изредка пробивается лазоревый цветок.
Но с грустью качаются в том саду белоснежные цветущие вишни, словно робкие, безмолвные свидетели, перешептывающиеся о своей тайне, которую им довелось узреть и сохранить в памяти во веки…
Семья моего прадеда состояла из восьми человек: задорная и молодая супруга Мария и шесть маленьких детишек, среди которых росла моя бабушка.
Великая Отечественная война застала моего прадеда в 35-летнем возрасте, он был призван Новошахтинским РВК с самого начала военных действий, в 1941 году. Нехотя простившись с молодой женой и маленькими детьми, мой прадед отправился на фронт.
Тяжко приходилось в бою офицеру Андрею Пятницыну: он немыслимое количество раз получал ранения, его жизнь висела на волоске, но собрав свою волю в кулак, думая о Победе да о любимой семье, выживал и рвался в атаку!
Довелось в те поры моему прадедушке испытать на себе всю тяжесть Сталинградской битвы. Из Сталинградского сражения мой прадед вышел победителем, и чуть позже, вернувшись с фронта, он будет рассказывать своим детям, как мысли о семье, о любимой жене, о будущем своих деток, об уютном саманном домике, о заветном саде, и наконец, даже мысли о цветущих вишнях заставляли его дышать, жить, верить, рваться вперед, к Великой Победе!
В то время в хуторе Авилово Андрея Пятницына ждала семья, то и дело укрываясь во время бомбежек в подвалах и погребах родного дома. Под конец оккупации Ростовской области, в 1943 году, Родионово-Несветайская слобода уже дышала свободнее, но все же время от времени немец жестоко давал о себе знать.
В то весенне утро семья Пятницыных принимала гостей. Уютно устроившись в белоснежном саду, на зеленеющей траве, под вишнями, Мария подавала угощение для гостей и спешно вела беседу о домашних делах, о детях, об урожае, да о том, что пишет любимый Андрюша с фронта.
Ничто не предвещало такой беды, как внезапно упавшая на дом вражеская мина! Дом был наполовину разрушен. Спустя несколько минут после начала бомбежки стало ясно: наши войска гонят немца с Авиловских просторов. Этот бой надо пережить, он последний, он самый сложный, после которого наш Донской край раз и навсегда вдохнет глоток свободы!
Мария Пятницына, буквально мгновение назад наслаждавшаяся пением соловья в саду, укрывалась от пуль с детьми и гостями в погребе, расположенном близ полуразрушенного дома. Вскоре обнаружилось, что у одного из присутствующих большое осколочное ранение, необходима вода, чтобы промыть рану.
Аккуратно выбравшись из погреба, моя прабабушка подобралась к колодцу, стоявшему во дворе и сумела принести воды. Однако, когда возвращалась, у входа в погреб ее поджидала роковая пулеметная очередь.
Она погибла на глазах у своих детей, закрывая их от пуль. Моя прабабушка и многие другие, погибшие в тот день люди, были погребены прямо в белоснежном саду, под вишнями, в братской могиле. В живых остались лишь дети и немногие из гостей.
Но вскоре и над детьми нависла угроза – с учетом того, что шестеро детей в одночасье осиротели, дом был наполовину разрушен, а их отец находился на фронте, было решено расформировать моих бабушек и дедушек по детским домам нашей бескрайней страны.
На тот момент моей бабушке было 12 лет, самому старшему из ее братьев – 14 лет, а самой младшей сестренке – шесть лет. И вот, когда дети уже прощались между собой и с родным хутором, разлука все же миновала их. По соседству живущая овдовевшая женщина, мать троих собственных детей, давно знавшая семью Пятницыных, решилась на мужественный, отчаянный поступок, удививший многих – она усыновила всех детей Пятницыных.
Так у меня появилась еще одна прабабушка – Екатерина. Это была удивительно добрая и справедливая женщина, сумевшая в военный период в одиночку прокормить, вырастить, поставить на ноги и воспитать девять детей!
Добив последнего фашиста, в 1945 году, мой прадед вернулся домой с Победой! Погоревав о погибшей жене да восстановив с сыновьями саманный домик, мой прадед Андрей женился на Екатерине.
За свою стойкость прадедушка Андрей и прабабушка Екатерина были награждены крепкой, дружной, большой и сплоченной семьей, благодаря которой горечь и потери войны уже не казались столь безмерными. А потомки этой замечательной семьи и по сей день собираются вместе, глубоко кланяются братской могиле, где лежат родные предки, отдавшие свою жизнь за наши души, гуляют по весеннему саду, радуются жизни.
И лишь белоснежные вишни в саду молчаливо хранят горькую память…
Елена Еценкова, Александра Дубровина
Фото: Фото предоставлены автором истории