RU161
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

ю-з.

758мм 58%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Город Овсанна Саркисова, детский психиатр: «"Человек дождя" среди нас»

Овсанна Саркисова, детский психиатр: «"Человек дождя" среди нас»

Вам наверняка запомнился своей необычностью, непохожестью на всех герой из кинофильма «Человек дождя», которого блистательно сыграл Дастин Хоффман. Удивительно точно кинематографисты передали состояние человека, страдающего аутизмом. В реальной жизни мы сталкиваемся с такого рода людьми столь же часто, как и глухими или слепыми от рождения. С такими детьми можно встретиться в любом детском коллективе: в детском саду, в специализированной школе для детей, отстающих в развитии, или, напротив, в лицее для одаренных. Кто они, эти особенные дети, и почему они такие? А, главное, как помочь им вырасти полноценными членами общества? На эти вопросы ответила детский психиатр Овсанна Саркисова.

– Что такое синдром раннего детского аутизма?

– Ребенок с синдромом аутизма живет в своем мире, не ищет контактов с миром внешним и не усваивает правила общества. Все новое пугает его, вызывает раздражение, недовольство. Он боится смены привычного хода жизни – даже перестановки мебели в доме. Среди сверстников такой малыш лет четырех-пяти выделяется своей «капризностью» и «невоспитанностью». Согласно имеющейся статистике, с каждым годом число детей, рождающихся у здоровых родителей, с синдромом аутизма неуклонно увеличивается. Установить причины возникновения заболевания, несмотря на многолетние усилия наших зарубежных коллег, проводящих исследования в данной области, пока не удается.

В нашей стране, к сожалению, не так просто диагностировать это заболевание. Родителям зачастую самим приходится выискивать информацию о заболевании и вести самоотверженную борьбу с ним.

– Что должны знать взрослые о синдроме раннего детского аутизма?

– Синдром раннего детского аутизма – явление врожденное. В основном заболевание начинает проявляться с двух-двух с половиной лет. Раньше его выявить сложно. Однако изредка тяжелые формы аутизма могут проявляться и с самого рождения. В таком случае малыш не реагирует на знакомые лица, не берет грудь (избегает тактильного контакта с матерью), не реагирует на физический дискомфорт (мокрые пеленки). Мальчики страдают аутизмом значительно чаще, чем девочки (примерное соотношение – четыре к одному).

Самостоятельно родители смогут выявить нарушение коммуникативности: уход в себя, эмоциональная отчужденность ребенка даже в семье. Он может находиться рядом с родными, но не нуждаться в их обществе. Он избегает контактов со сверстниками.

При этом часто встречается сильная эмоциональная привязанность такого ребенка к одному из родителей. При нем ребенок ведет себя спокойно: смотрит телевизор, листает книги. Но как только ребенок теряет его из поля зрения, начинается бурная реакция – крик, визг, слезы.

Ребенок, страдающий аутизмом, не может дифференцировать проявления своих эмоций и понимать эмоции других людей: гнев, грусть, страх. Он не чувствует их оттенки. Такой ребенок всячески избегает тактильных контактов: негативно реагирует на вторжение в его личное пространство. Прикосновения его пугают. Его нельзя потрогать, прижать, погладить, обласкать.

У аутичных детей специфическая речь. В ней отсутствуют модуляции, интонации и эмоции. Ее монотонность, скорее, напоминает печатное слово, а не разговорную речь. Она изобилует повторами (одно и то же по несколько раз) и штампами. Часто у таких детей встречается задержка речи: они могут долго молчать, а потом вдруг произнести целое предложение.

Еще об одной из странностей речи – это «попугайничество», шаблонность. Так, ребенок, легко запомнив большое стихотворение, начинает декламировать его постоянно, часто не к месту, повторяя много раз понравившиеся ему строки. Но при этом, если его попросят произнести какое-то слово, то это может вызвать самую неожиданную реакцию с его стороны – раздражение, испуг, крик или слезы.

Дети, страдающие аутизмом, обладают особенным мышлением и памятью. Вся запоминаемая ими информация четко систематизирована, «разложена по полочкам». У них очень сильна механическая память: спустя год – два ребенок помнит, о чем говорил малознакомый человек, где спрятана шоколадка.

Однако они не способны одновременно воспринимать множество информационных сигналов. При разнообразии звуков и внешних раздражителей аутист не может понять их происхождение, оценить ситуацию, и это пугает его, дезориентирует. Так, к примеру, малыш может не отзываться на свое имя, говорить о себе в третьем лице, не различать понятий «мальчик» – «девочка».

Для таких детей характерна стереотипность в поведении. Игровая деятельность ребенка чрезвычайно систематизирована, упорядочена. Он не станет включаться в игру с другими детьми, а будет выстраивать свои машинки в один ряд, раскладывать свои картинки в строгой последовательности. Ребенок будет проявлять избирательность в пище, постоянство в выборе одежды, неизменность в маршруте движения и порядке действий.

Симптомы аутизма проявляются не все сразу. Но если в поведении ребенка родители обнаруживают два-три из вышеперечисленных – следует обратиться к специалисту.

– Чем грозит здоровью ребенка промедление с визитом к специалистам?

– Если родитель видит, что симптоматика нарастает, важно незамедлительно обратиться к детскому психиатру и провести правильную всестороннюю диагностику, таким образом, исключить другие нарушения. При подозрении на синдром раннего детского аутизма я, как врач-психиатр, назначаю консультации генетика, психолога, невролога, логопеда, эпилептолога. Только на основании такого обследования можно поставить правильный диагноз и назначить адекватную состоянию реабилитационную, психокоррекционную, адаптационную терапию.

Аутические проявления – это не конкретное заболевание, а синдром, проявление какого-либо нарушения. Часто проявления раннего детского аутизма путают с другими заболеваниями. Такие же симптомы возможны при умственной недостаточности, олигофрении, в случае генетических заболеваний, хромосомной патологии. Также они характерны для слепо-глухо-немых детей. В этом случае ребенок также социально не адаптирован. Но не все эти состояния можно включить в клинику детского аутизма.

Важно не путать ранний детский аутизм с задержкой речи, причиной которой может стать перинатальная патология, трудные роды, тяжелая болезнь малыша до года. Симптомы здесь те же, но причинно-следственные связи разные. При задержке речи тоже начинается стереотипное поведение (например, всплески руками, уход от эмоциональных проявлений вследствие невозможности их выразить словами). Однако в таком случае эти проявления вторичны. При аутизме же задержка речи является как раз следствием нарушения коммуникативности. Поэтому при диагностике важно не ошибиться с первопричиной, иначе будет выбрано неправильно лечение.

Овсанна Саркисова об уникальности детей с синдромом раннего детского аутизма: «Такое заболевание встречается у детей как с высоким, со средним, так и с низким уровнем интеллекта. В зависимости от этого различаются их возможности «найти свое место» в нашем мире. Дети с высоким уровнем интеллекта могут восприниматься как одаренные: природная грамотность, феноменальная память, идеальный слух, высокоразвитые навыки технического конструирования. Например, у меня был пациент – ребенок пяти лет с блестящей памятью. Когда родители привели его на дошкольную подготовку, то оказалось, что он свободно читает, хотя ему никто не показывал буквы; легко решает примеры с двух- и трехзначными цифрами. Другой пациент, мальчик-старшеклассник, который составил свой учебник по биологии в схемах, рисунках и таблицах. Благодаря особенному, систематизированному мышлению ему удалось структурировать материал целой главы учебника в виде одного рисунка. Этот ребенок был на домашнем обучении, дистанционно выполнял все контрольные и сдавал экзамены на пятерки. Наша помощь обоим мальчикам заключалась в их социальной адаптации. Чем выше интеллект, тем проще человека адаптировать, встроить в социальную систему, позволить приносить обществу пользу. Во взрослой жизни такие люди могут стать успешными программистами, математиками, композиторами… В общем, работать по профессии, не требующей интенсивной коммуникации с внешним миром».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем