Эти люди могут не приходить на работу к 9:00 и уходить с нее в 18:00, не платить за коммунальные услуги и не тратить деньги на вещи и пропитание. Первого и второго у них нет, а с третьим, как правило, помогают горожане. Люди без жилья и работы внешне выпали из четкого графика жизни мегаполиса. Редкая точка пересечения миров – Центральный рынок. Зимой здесь работают несколько бесплатных полевых кухонь для малоимущих и бездомных.
Среда, утро, западный разворот у Центрального рынка. Основная масса горожан уже разъехалась по делам, и на холодных остановках остаются лишь несколько человек. С течением времени они все ближе и ближе подходят друг к другу. Вскоре причина скопления народа становится очевидной – у остановки паркуется «газель» с символикой Ростовской-на-Дону епархии.
Молодые люди в фартуках «Ростова без наркотиков» выносят стол, покрытый клеенкой, ящики с пирожками, из салона микроавтобуса доносится запах еды. Бесплатная полевая кухня открыта.
Еще несколько минут – и возле «газели» вырастает очередь. Нехитрый, но очень нужный в холода продуктовый набор – в одноразовых тарелках сегодня каша, котлета, хлеб, пирожок, в стакане – горячий чай – расходится с приличной скоростью.
«Клиенты» полевой кухни выглядят на удивление солидно: женщины в дубленках и шубах, мужчины преклонных лет, одетые пусть и небогато, но в добротные вещи. Да и по разговорам некоторых никак не назовешь нуждающимся или бездомным.
«Да у меня баланда на зоне лучше была!», – оценивает стряпню золотозубый мужчина средних лет. Он представляется Лехой Штенбергом, рассказывает, что родом из Германии, а семья погибла. Последние восемь лет он живет на улице. Но, судя по получившейся беседе, это Леху никак не напрягает.
Во-первых, гордо говорит собеседник 161.ru, он живет в центре и в курсе всех «центральных» событий. Во-вторых, Леха в состоянии себя обеспечить, в отличие от большинства немощных собратьев по несчастью.
«Поверь мне, у меня бабла хватает. У меня телефонов куча, я щас пойду их сплавлю... Где беру телефоны? Люди помогают», – смеется Леха. Гордо признается, что даже рекордные холода и снегопады веселый бомж умудрился превратить в источник заработка.
«Вот на М-4 большегруз с мукой разгребали – смотался, заработал 1250», – говорит он. В такие хорошие дни Леха может себе позволить переночевать в квартире, которая сдается посуточно. Но если нужно ночевать в подъезде, тоже хорошо.
«Такая жизнь притягивает тем, что это халява – там-там суетнулся, ничего делать не надо, вкалывать не надо», – признается Леха, хотя и говорит, что уже подумывает, как завязать с вольницей.
Любе и Оле «повезло» больше с относительно постоянным жильем. У них – палатка на Левобережной. Мать и дочь приходят на правый берег за одеждой и едой. Причем пищей, полученной от волонтеров и сердобольных горожан, они делятся. Вместе с женщинами живет собака Малыш.
Кто-то сразу складывает еду в пакет и стремится покинуть площадку. Тем не менее, группа едоков остается возле стола. Как выясняется, постоянных посетителей благотворительной кухни можно разделить на три категории – бездомные, нуждающиеся и те, кто просто пользуется бесплатным угощением – не проходить же мимо?
Разговор за столом переходит от насущного к общечеловеческим ценностям. Самая нарядная среди участников трапезы – Людмила – сокрушается о нравственности нового поколения. Не хотят работать, не умеют крутиться, гнушаются самым малым.
«Не умеют ни молнию заменить, ни пуговицу перешить», – возмущается Люда. Сапоги, которые она с удовольствием носит, предыдущая владелица выкинула именно по такой причине – на одном не работала молния.
Холод не позволяет затягивать с приемом пищи. Площадка постепенно пустеет. Волонтеры, поинтересовавшись, все ли взяли еду, отправляются на СЖМ, к Казанскому храму. Расходятся и «посетители». Правда, многие направляются в одну сторону.
Чуть дальше, у главного храма Ростова, по средам приезжает кормить бездомных церковь «Слово жизни». Пока – только сосиски и гречка, сразу упакованные в пластиковые миски и пакеты. Но в дальнейшем, говорит представитель благотворителей Иосиф, будут первое, второе, третье и даже столики.
Компанию Оле, Любе и Малышу здесь сегодня составляют гости города. Один из них рассказывает, что сам постоянно живет в Сочи. Однако на время Олимпиады его и других бомжей выселили, как говорится, за 101-й километр. Так бездомный из Олимпийской столицы оказался в столице Дона.
На сегодня – все. Заканчиваются «контейнеры» с едой, и бездомные ростовчане снова растворяются в мегаполисе. Оля и Люба задерживаются – ищут запропастившегося куда-то Малыша. А затем и они, помахав на прощание, исчезают в полумраке цветочных рядов рядом со знаменитым «гиперларьком Бояркина».
Фото: Фото Анны ВОЛИК