Что под новогодней елкой находят малыши? Конечно же, игрушки! Пожалуй, никто не сомневается, что это – лучший подарок для ребенка. А потому в преддверии праздника миллионы мам, пап, бабушек, дедушек и просто людей, имеющих друзей и родственников с маленькими детьми отправляются по магазинам в поисках подарков для малышей. Ну, не подводить же Деда Мороза!
Казалось бы, что проще, чем выбрать игрушку: выбор в магазинах сегодня огромен – всевозможные роботы-трансформеры, куклы, машины, детские компьютеры, бытовая техника… Однако неподготовленный взрослый зайдя в гипермаркет игрушек может порядком подрастеряться, и примеров тому после праздников появляется множество:
«На прошлый Новый год моя мама торжественно преподнесла трехлетней дочке огромную коробку с пазлом. Сразу скажу, Танюшка обожает собирать пазлы, но, открыв подарок, она расстроилась. Картинка с тремя совершенно одинаковыми желтыми цыплятами состояла из 560 (!) очень мелких частей. Для трехлетнего ребенка (как и для некоторых взрослых) собрать ее – непосильная задача. Пришлось отправить подарок на верхнюю полку шкафа, пылиться в ожидании, когда ребенок подрастет», – вспоминает молодая мама Светлана Кувшинова.
«Друзья недавно подарили Дениске милую божью коровку, – рассказывает мама годовалого малыша Ирина Печнова. – Сначала малыш обрадовался подарку, но насекомое оказалось музыкальным. Когда мы нажали кнопку, игрушка буквально заорала какую-то песенку на китайском языке и начала двигать лапками, хаотично передвигаясь по полу, не на шутку перепугав ребенка. Новые попытки поладить с игрушкой ни к чему не привели: видя ее, малыш сразу начинает кукситься».
Выбирая подарок, взрослые меньше всего ожидают подобной реакции от малыша, но, тем не менее, происходит такое нередко. Специалисты советуют подходить к выбору игрушек ответственно и, что немаловажно, с учетом возраста одариваемого, чтобы каждая игрушка была интересна малышу и, конечно, полезна для его развития.
Игрушки – по возрасту
Новорожденному игрушки тоже нужны, точно так же как коляска, одежда и многое другое. «Они способствуют развитию слуха, зрения, внимания, моторики, стимулируют интерес к миру и людям, выражению чувств и эмоций, развивают интеллект, логику, мышление», – отмечает специалист кабинета здорового ребенка ДГП №3 Людмила Васильева. В первые месяцы малышам необходимы яркие игрушки – погремушки, подвесные мобили, музыкальные карусели. «Сначала мы подвешиваем их на расстоянии 50 сантиметров над уровнем груди, чтобы ребенок смотрел на игрушки, включаем мобили, гремим погремушками, развивая слух и зрение, – советует специалист. – Можно привязывать на ручку тряпичный браслетик с бубенчиком – он яркий, звенит и, конечно, заинтересует малыша. Очень хорошо, если в доме есть такие аудиодиски, как «Классика для малышей», «Волшебные голоса природы»».
Малышам постарше, с трех до шести месяцев, нужны игрушки для захватывания и удерживания. Кроха уже сам начинает тянуться к игрушке – погремушки, кольца-прорезыватели, различные шарики (резиновые, пластмассовые, деревянные), входящие в ручку малыша. Подвесные мобили тоже не теряют актуальности, наоборот, малыш уже сам может ударять по игрушке, извлекая звуки. Интересны в этом возрасте малышу будут неваляшки, волчки, развивающие коврики, забавные маски, игрушки с подвижными частями, например, музыкальная шкатулка, яркие образные игрушки, как мягкие, так и резиновые, пластмассовые, вызывающие различные эмоции у ребенка. Месяцев с четырех у малыша должны появиться и первые книги с красочными картинками и стихами. «Дети очень хорошо воспринимают Агнию Барто, Чуковского, Михалкова, и, если с раннего детства приучить ребенка к книге, естественно, потом он будет хорошо учиться, любить читать», – советует Людмила Михайловна.
Полугодовалые малыши учатся действовать самостоятельно, так что с вышеперечисленными игрушками смогут играть сами, совершенствуя координацию. Кроме того, их уже заинтересует яркая разноцветная пирамидка с большими отверстиями в кольцах, подставка для грибочков разных размеров, гибкая кукла, мягкие книжки-картинки, прозрачные погремушки с перекатывающимися внутри шариками, переливающимися жидкостями, мягкие игрушки с наполнителем из мелких шариков, мисочка, к которую можно вкладывать шарики, игрушки с выскакивающим сюрпризом, фигурки животных средних размеров. «В этом возрасте у малыша обязательно должен появиться набор для игр с водой. Он превратит необходимый процесс купания в увлекательное занятие, а игры с водой стимулируют речевую активность ребенка», – отмечает специалист.
Ближе к году малышу интереснее станет играть с пирамидками: пусть пока разбирать и разбрасывать – это этап развития. Малыша интересуют различные емкости и коробочки с крышками, в которые можно что-то складывать, выкладывать, наливать, обязательно понравится крупная яркая кукольная посуда. К году малыш уже может действовать с игрушками, а потому крупные машинки, тележки, строительный конструктор с большими частями придутся по душе детям, и не только мальчикам. Логический куб с крупными геометрическими фигурами, которые необходимо вставлять в ячейки, так же не останется без внимания, как, впрочем, и игрушка-качалка.
После года малыш уже сам сможет собирать пирамидку, двух-трехместную матрешку, крупный пазл из четырех-шести частей, строить башни из кубиков, с удовольствием поддержит сюжетные игры с участием кукол, животных, машин, с использованием игрушечных телефонов, бытовой техники, кукольной мебели и постельных принадлежностей, коляски. Идеальная игрушка для годовалого крохи та, которую можно катить впереди себя. Их выбор сегодня огромен – с двигающимися деталями, звуковым сопровождением, световыми эффектами. По словам Людмилы Михайловны, «каталок» много не бывает, ведь с ними особенно весело гулять на улице и дети их очень любят. Кроме того, после года у крохи обязательно должен появиться первый набор для игр с песком, а также принадлежности для рисования – краски, мелки, карандаши, фломастеры. Для развития мелкой моторики подойдут шнуровки, геометрическая мозаика, крупные деревянные бусины для нанизывания на шнурок.
Двух-трехлетки уже имеют более широкий кругозор, поэтому наверняка их увлекут игры не только в семью, но и в парикмахера, больницу, магазин, строителя, и чем больше атрибутов для этих игр будет у ребенка, тем лучше. Можно усложнять пирамидки, приобретая их разных размеров, с большим числом колец, чем раньше, конструкторы с типа «Техно», «Механник», кубики Зайцева, для обучения чтению, кубики с предметными картинками, сюжетными сказками, лото «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Транспорт» и другие. В творческой деятельности уже можно привлекать ребенка к вырезанию ножницами с тупыми концами, лепке из пластилина, теста, различной изодеятельности, так что творческие наборы наверняка порадуют кроху, как, впрочем, и наборы для кукольного театра. Не стоит забывать и про музыкальные инструменты: пусть некоторые из них могут раздражать родителей, но губные гармошки и всевозможные дудки, пищалки очень полезны для развития бронхо-легочной системы; металлофон, ксилофон, барабан, пианино – для координации движений и развития моторики.
С трех до семи малыши уже совершенствуют все полученные навыки, соответственно, усложняются и игры – несложные головоломки, плотницкие и садовые инструменты, игры, направленные на обучение счету (домино, часы), настольные игры с фишками, более сложные конструкторы с элементами, требующими соединения болтами и гайками, все необходимые материалы для творчества, включая книжки для раскрашивания, а также все, что необходимо для подвижных игр на улице – мячи, скакалки, обручи, велосипеды, самокаты, санки, коньки, лыжи и еще множество других игрушек, но с учетом интересов ребенка, его роста, способностей и уровня развития.
Кстати, покупая игрушку, не стоит бояться, что у ребенка уже может быть что-то похожее. Даже если у малыша уже есть пирамидка, то вторая не будет лишней. Она будет новой игрушкой, а старую на некоторое время родители смогут просто спрятать, и достать через пару месяцев, когда малыш по ней успеет соскучиться. «У ребенка должно быть много игрушек, – уверена Людмила Васильева, – но для того, чтобы ему было интересно в них играть, не надо все выкладывать перед ним сразу – давайте игрушки дозированно, вовремя убирая лишние».
Поиграй со мной!
Самыми же идеальными игрушками педиатры считают те, в которые ребенок не может играть без помощи взрослых, например, собрать железную дорогу, построить целый город или почитать книгу. «Я работаю 28 лет, и в последнее время все чаще вижу, что родители не общаются с детьми. Мамы иногда даже не успокаивают малыша после прививки, а приходя домой, играм с ребенком предпочитают компьютер. Игрушка же и книга – это повод оторваться от компьютера, от домашних дел и заняться ребенком», – уверена Людмила Михайловна. Поэтому – маленький совет молодым мамам: если вы хотите как можно больше привлекать к общению с ребенком папу, приобретайте высокотехнологичные игрушки, с которыми без его помощи не обойтись. При этом современных гаджетов и компьютерных игр лучше избегать. Дошколенку ни к чему сотовый телефон и уж тем более смартфон, планшет. Мало того, что такие технические устройства серьезно снижают зрение, не самым лучшим образом влияют на психику, они еще обладают зависимостью, постепенно вытесняя из интересов ребенка игрушки и книги, без которых детство вряд ли будет полноценным и счастливым.
Дарите детям игрушки, а вместе с ними свое внимание, любовь и заботу. И, конечно, уважаемые читатели, давайте обмениваться опытом. Возможно, у вашего крохи есть игрушки, которые его особенно впечатлили, или наоборот, негативный опыт. Может быть, для кого-то он станет полезным, при выборе подарков к предстоящим праздникам.