Росздравнадзор должен расширить свои полномочия и активнее взаимодействовать с профессиональными объединениями врачей, считают представители Национальной медицинской палаты. По мнению членов НМП, такой союз позволит лучше контролировать работу медиков, за счет чего последние будут заинтересованы в предоставлении качественной медпомощи.
Вопросы расширения полномочий Росздавнадзора были рассмотрены медпалатой после того, как ее члены утвердили в должности нового руководителя ведомства Михаила Мурашко. Сам факт того, что совет НМП утверждает назначение человека на такой ответственный пост, говорит о возрастающей роли медицинских общественных организаций в сфере здравоохранения. Сейчас Росздравнадзор и Нацмедпалата намерены заключить соглашение о взаимодействии. Согласно этому документу, проверять работу врачей надзорный орган будет совместно с экспертами НМП аккредитованными при Росаккредитации.
С момента принятия закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в 2008 году, в России было зарегистрировано несколько сотен СРО в сфере строительства, энергообеспечения, проектирования, архитектуры и прочего. За тот же период в медицине было создано всего три таких организации.
Кроме того, совет медпалаты выступил за расширение полномочий ведомства, вплоть до выполнения им роли «медицинской прокуратуры».
«Такой номинальный статус позволит Росздравнадзору заниматься контролем качества медицинской помощи, которым ведомство сейчас не занимается», – пояснили в пресс-службе НМП.
Вместе с этим эксперты медпалаты отметили, что сейчас профессиональное сообщество практически лишено возможности влиять на ситуацию в отрасли. Институт государственно-общественного партнерства в здравоохранении развивается медленно, отсутствует реальное саморегулирование системы. Чтобы изменить установившийся порядок, необходимо на законодательном уровне закрепить за врачебными объединениями право участвовать в решении вопросов, связанных с развитием здравоохранения.
По мнению вице-президента НМП Сергея Дорофеева, существующий ныне закон «О саморегулируемых организациях», не распространяется на государственное здравоохранение, так как он призван регулировать деятельность коммерческих организаций, либо субъектов профессиональной деятельности. Однако большинство медицинских учреждений относятся к государственной форме собственности, врач, который работает в бюджетном ЛПУ, не является субъектом права, так как лицензию получает не он сам, а больница, в которой он работает.
Кроме того, сама идеология закона о СРО подразумевает развитие саморегулирования как меры, которая обеспечивает конкурентные преимущества только членам этих организации. Такая разобщенность препятствует развитию медицины, нацеленной на результат. «Здравоохранение – это отрасль, где важны единые и понятные требования к врачам и медицинским организациям и основная цель – повышение качества услуг через выполнение этих единых норм и требований», – подчеркнул Сергей Дорофеев.